Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья является одним из существенных ресурсов развития. Семья представляет собой одновременно и развивающую среду, и среду, обеспечивающую коррекцию развития, компенсацию ограниченных возможностей здоровья.Однако, семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждый день сталкиваются с трудностями в решении разного рода задач (педагогических, социально-психологических и правовых). В совокупности с другими факторами присутствие ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказывает влияние на все стороны жизни его семьи, на внутренний климат в особенности. Благоприятная семейная атмосфера способствует зарождению уверенности в своих возможностях и силах. Неблагополучная атмосфера в семье приводит к появлению сложностей в психологическом состоянии и развитии ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………7
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья и их особые образовательные потребности………………………………………………………7
1.2. Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ………..….16
1.3. Формы и методы социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации……………………………………....25
Выводы по первой главе……………………………………………………...........36
ГЛАВА II. ОПЫТ РАБОТЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД СЕЛА АЛАТОРКА» МР ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РБ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………..38
2.1. МБДОУ «Детский сад села Алаторка» МР Иглинский район РБ как учреждение, организующее социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья…………38
2.2. Описание опыта специалистов МБДОУ «Детский сад села Алаторка» МР Иглинский район РБ по социально-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья ………...50
Выводы по второй главе………………………………………………………...…64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………..66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 г. (принят Государственной Думой Федерального собрания РФ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/ (дата обращения 15.10.2022).
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" от 30.06.20 07 № 120–ФЗ (ред. От 02.07.2013 № 185-ФЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document/ (дата обращения 15.10.2022).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ (ред. от 24.09.2022 № 371-ФЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения 15.10.2022).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/.
Александрова, Л.Ю. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра [Текст электронный] / Л.Ю. Александрова, С.В. Ваторопина // Вестник НовГУ. – 2017. – №1 (99). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-semey-vospityvayuschih-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 23.10.2022).
Барсукова, О.В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.В. Барсукова, Е.Н. Гавриш, Е.В. Пикина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 1 (7). – С. 12-14.
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 289 с.
Несмотря на достижения современной науки и медицины, число людей, страдающих от наличия тех или иных ограничений жизнедеятельности, растет. Прежде всего это связано с современными условиями: психологическими, социальными, экологическими.В настоящее время в нашей стране ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Минпросвещения России, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – более 1,15 млн. чел. Детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дошкольного образования – 517 343 чел. (6,8 % от общего количества воспитанников) [25].Рассмотрим сущность понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья» (далее ОВЗ).В российском законодательстве формулировка «с ограниченными возможностями здоровья» ранее применялась к лицам, имеющим существенные недостатки здоровья и развития, т.е. инвалидам. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 г. можно встретить следующее определение: лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. В соответствии с этим законом лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) имеют право на бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее образование с возраста шести – восьми лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой [1].