Развитие коммуникативной деятельности дошкольников с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В процессе усвоения различных форм общения дети овладевают коммуникативными навыками, такими как инициативность в общении; чувствительность при взаимодействии со сверстником; выбор и использование просоциальных действия, экспрессивно-мимических средств и активной речи. В то время как дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) испытывают трудности в их формировании. Е.Е. Дмитриевой установлено, что у старших дошкольников с ЗПР доминирует ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, которая у детей с нормальным психическим развитием [13, с.37]. Е.С. Слепович отмечает, что у дошкольников с ЗПР уровень общения со сверстниками существенно отстает. Часто у детей с ЗПР снижена потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками определяется в основном деловыми и личностными мотивами, реализуется только в игре или практической деятельности. Познавательные мотивы в общении со сверстниками практически отсутствуют [26, с.44].
Речь играет очень в
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1. Понятие «коммуникативная деятельность» 6
1.2. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Анализ методик обследования коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 13
1.4. Анализ методик развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 19
2.1. Организация, методики исследования общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (констатирующий этап) 19
2.2. Работа по развитию коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития (формирующий этап) 23
2.3. Анализ проведенного эмпирического исследования (контрольный этап) 25
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»] Электронный ресурс: режим доступа //URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 20.04.2023).
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2016. – 302 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика–Синтез, 2016. – 272 с.
4. Бориснев, С.В. Социология коммуникации / С.В. Бориснев. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 270 с.
5. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы психического развития детей) / Г.В. Бурменская – Москва: МГУ, 2018. – 149 с.
6. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев Москва : Международная педагогическая академия, 2015. – 328 с.
7. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – Москва : Просвещение, 2014. – 130 с.
8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие / Л.Н. Блинова – Москва: НЦ ЭНАС, 2014. –140 с.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер – Москва: Педагогика, 2014. –147 с.
10. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. –Воронеж : НПО –Модек, 2013. – 264 с.
11. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2018. – № 2. С. 3 –55.
12. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2–7 лет. / Н.Ф. Губанова. – Москва: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2018. – 128 с.
13. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы в исследовании / Е.Е. Дмитриева. – Санкт-Петербург.: Речь, 2014. – 210 с.
14. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Санкт–Петербург : Питер, 2016. – 544 с.
15. Лисина, М.И. Общение, личность
Та легкость, с которой дети с нарушениями зрения начинают подражать общими эмоциональными состояниями, может указывать на особую общность с другими детьми, которая выражается в обнаружении одинаковых вещей или действий.
Следующая форма общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками – ситуативно–деловая. Она наиболее характерна для детей шести – семилетнего возраста. После пяти лет у детей с ЗПР сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Особенно ярко это проявляется у тех детей с ЗПР, которые посещают дошкольное учреждение. Ведущей деятельностью для этого возраста является игра. В это время преобладает сюжетно–ролевая игра, которая перерастает из самостоятельной в коллективную. Деловое сотрудничество становится главным содержанием общения. При эмоционально–практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было соучастие св