Изучение особенностей профессионального выгорания учителей с разными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций
Введение
Актуальность исследования. Научный и практический интерес к такому явлению как синдром профессионального выгорания связан с его актуальностью, особенно ощутимой в настоящих условиях осуществления любой профессиональной деятельности. Правила современного мира диктуют все более жесткие и ускоренные алгоритмы рабочей деятельности, что неминуемо сказывается на ресурсном потенциале работников, эффективности их личного труда и организации в целом.
Анализ научных трудов и изысканий в области психологии, менеджмента и социологии позволяет говорить нам о синдроме эмоционального выгорания, как о явлении, возникающем вследствие длительного воздействия комплекса негативных процессов, рождающих пролонгированную стрессовую реакцию индивида. В итоговом проявлении она представляет собой совокупный комплекс каскадных процессов нарушения деятельности индивида выражающихся в профессиональной и личностной сфере. Деструктивному воздействию подвергается эмоциональная и физическая область деят
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический аспект исследований профессионального выгорания учителей с разными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций ………………………………………………………………8
1.1. Феномен «профессионального выгорания» в исследованиях зарубежной и отечественной психологии……………. ………………8
1.2. Исследования стратегий преодоления стресса в профессиональной деятельности………………………………………………………15
1.3. Характеристика профессионального выгорания учителей при разных стратегиях преодоления стрессовых ситуаций в педагогической деятельности………………………………………………………………22
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания учителей с разными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций ………………………………………..31
2.1. Организация и методы исследования………………………………….. 31
2.2 . Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей профессионального выгорания учителей с разными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций ……………………………………34
2.3. Рекомендации по профилактике профессионального выгорания учителей с учетом стратегии преодоления стрессовых ситуаций в педагогической деятельности ……………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………. 51
Список использованных источников……………………………………… 53
Список использованных источников
1. Ажиев, А. В. Управление стрессом и профилактика эмоционального выгорания педагога: монография / А. В. Ажиев, З. И. Гадаборшева. - Махачкала: Алеф, 2018. - 143 с ISBN 978-5-00128-160-3. - Текст: непосредственный.
2. Абрамова, Г. С. Психология в медицине / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 273 с. - ISBN 978-5-16-013836-7. - Текст: непосредственный.
3. Алексеева, Ф. И. Психология профессионального долголетия учителя: монография / Ф. И. Алексеева. - Якутск: Издательский дом Северо-Восточного федерального университета, 2019. - ISBN 978-5-7513-2682-1. - Текст: непосредственный.
4. Багнетова, Е. А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога: монография / Е.А. Багнетова. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 100 с. - ISBN 978-5-16-015359-9. - Текст: непосредственный.
5. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология / Т.Ф. Базылевич. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 274 с. - ISBN 978-5-16-009399-4. - Текст: непосредственный.
6. Барсукова, С. А. Управление конфликтами и стрессами в организации: учебное пособие / С. А. Барсукова. - Пенза: Издательство ПГУ, 2020. - 210 с. - ISBN 978-5-907262-30-0. - Текст: непосредственный.
7. Безгина, А. А. Социально-психологический климат на предприятии: монография / А. А. Безгина. - Коломна: Серебро Слов: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. - 187 с. - ISBN 978-5-907026-45-2. – Текст: непосредственный.
8. Безбородов, А. Г. Профилактика эмоционального выгорания и компьютерного синдрома в деятельности государственных и муниципальных служащих: учебное пособие / А. Г. Безбородов. - Москва: ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2020. - 35 с. - ISBN 978-5-93098-088-2. - Текст: непосредственный.
9. Белова, Ю. В. Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности преподавателя: учебно - методическое пособие / Ю.В. Белова. - Саратов: Вузовское образование, 2018. — 123 c. ISBN: 978-5-4487-0139-9. - Текст: непосредственный.
10. Белянина, Ирина Владимировна. Психология личности и стресса: учебное пособие / И. В. Белянина, О. В. Игнатьева, Е. А Наянов; под ред. С. Т. Носова - Москва: Научные технологии, 2019. - 186 с. - ISBN 978-5-4443-0175-3. – URL: https://www.rsl.ru/ (дата обращения 21.09.2022). - Режим доступа: Электронная библиотека rsl.ru. - Текст: электронный.
11. Бергис, Татьяна Анатольевна. Психология стресса: практикум / Т. А. Бергис. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2019. - 250с. - ISBN 978-5-8259-1453-4. - Текст: непосредственный.
12. Бернхардт, К. Депрессия и выгорание: как понять истинные причины плохого настроения и избавиться от них / К. Бернхардт ; перевод с немецкого В. В. Черепанова. - Москва: Эксмо : Бомбора, 2021. - 317 с.. - ISBN 978-5-04-112103-7. - Текст: непосредственный.
13. Бигель, Д. Справляемся со стрессом / Д. Бигель. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 187 с. - ISBN 978-5-00169-486-1. - Текст: непосредственный.
14. Бирженюк, Г. М. Оптимизация социально-трудовых отношений как фактор профилактики профессионального выгорания: монография / Г. М. Бирженюк, П. А. Егоров, Е. А. Ильинская. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. - 169 с.- ISBN 978-5-7621-1112-6. - Текст: непосредственный.
15. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания»в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.. /ISBN 5-87499-048-8. - Текст: непосредственный.
16. Борокина, В. А. Причины стрессов
К основным факторам, которые обуславливают эмоциональное выгорание учителя, можно отнести ежедневные рабочие, эмоциональные перегрузки, высокий динамизм, нехватку времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевую неопределенность, социальную оценку, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Так же сюда можно отнести наличие ежедневных стрессовых ситуаций, которые возникают в учебном процессе [14].
Синдром выгорания наносит ущерб здоровью учителя, ведет к появлению чувства беспомощности и бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, ведет к проблемам в сфере межличностных коммуникаций. Присутствие в профессиональной деятельности педагога большо