Связь характеристик социального интеллекта и показателей эффективного общения у студентов
Введение
Актуальность исследования. Важнейшим фактором, регулирующим и координирующим сферу студенческой жизнедеятельности является межличностное общение. Напрямую влияя на такие основные процессы как – социализация и коммуникация субъектов и образованных ими общностей и сообществ, создание и устойчивое развитие социально - психологического климата и стабильных взаимосвязей – оно является платформой для всех последующих надстроек данной структуры. Именно от уровня эффективности выстроенного межличностного общения зависит успешность студенческого сообщества в целом и каждого его субъекта в частности. Самореализация в личностной и учебной деятельности и ее продуктивность, стабильное психическое здоровье и эмоциональный фон являются следствием существующих межличностных взаимосвязей и правил их функционирования. (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, В.А. Лабунская, Е.В. Цуканова и др.) [2],[4],[7],[9].
Интенсивное развитие научно – технического прогресса и как следствие повсеместное внедрени
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 4
Глава I. Теоретические основы связи социального интеллекта с эффективностью общения у студентов …………………………………… 8
1.1.Социальный интеллект как психологический феномен………………… 8
1.2. Исследование эффективного общения в психологической науке ……. 17
1.3. Проблема развития социального интеллекта как характеристики эффективного общения у студентов…………………………………………. 24
Глава II. Эмпирическое исследование связи социального интеллекта с эффективностью общения у студентов………………………………… 32
2.1. Организация и методы исследования………………………………….. 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………… 34
2.3. Программа по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения ………………………………………... 47
Заключение……………………………………………………………………. 54
Список использованных источников………………………………………… 57
Приложения…………………………………………………………………… 70
Список использованных источников
1.Авлаев, О. У. Динамика межличностного отношения компонентов социального интеллекта студентов / О. У. Авлаев, З. Г. Маматкулова. - Текст: электронный // Наука и образование сегодн. – 2019. - № 4. - С.67 – 70. - URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 11.09.2022). - Режим доступа: Научная электронная библиотека Сyberleninka.ru.
2. Бадиев, И. В. Соотношение эмоциональных и волевых компонентов в различных типах акцентуаций характера: специальность «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Бадиев Игорь Валерьевич; Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск, 2018. - 26 с. - Библиогр.: с.25 - 26. - URL: https://www.dissercat.com/ (дата обращения 16.09.2022). - Режим доступа: Электронная библиотека диссертаций и авторефератов Dissercat.com – Текст: электронный.
3. Башкирева, Т. В. Некоторые вопросы психолого-педагогического сопровождения студентов к профессиональной деятельности: монография / Т. В. Башкирева, А. В. Башкирева, В. А. Фулин. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2020. - 203 с. - ISBN 978-5-907266-44-5. - Текст: непосредственный.
4. Бекоева, М. И. Активизация личностной позиции студента на основе преемственности средней и высшей школы: монография / М. И. Бекоева, М. В. Писклова. - Ульяновск: Зебра, 2021. - 91 с.- ISBN: 978-5-6046842-0-7. - Текст: непосредственный.
5. Восковская, А. С. Влияние эмоционального интеллекта студентов вузов на академическую успеваемость / А. С. Восковская // Общество: социология, психология, педагогика .-2022. - №8. – С. 98 – 104. https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 25.09.2022). - Режим доступа: Электронная библиотека cyberleninka.ru.
6. Галажинский, Э. В. Слово - ректору: управленческие практики, деловые поездки, интервью и диалоги / Э. В. Галажинский. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. - 2018. - 390 с. - ISBN 978-5-94621-716-3. - Текст: непосредственный.
7. Гафиатулина, Н. Х. Социально-психологические технологии деловых и межличностных коммуникаций / Н. Х. Гафиатулина, Я. В. Артамонова. - Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. - 302 с. - ISBN 978-5-9275-3273-5. - Текст: непосредственный.
8. Гладченкова, Н. Н. Студент в ситуации стресса: тревожность, рефлексивность, эмоциональный интеллект: монография / Н. Н. Гладченкова. - Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2020. - 133 с. - ISBN 978-5-9275-3805-8. - Текст: непосредственный.
9. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация / O.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - Москва: Инфра-М, 2020. - 286 с. - ISBN 978-5-16-012074-4. - Текст: непосредственный.
10. Гоулман, Д. Продуктивно взаимодействую с другими. Ключевые идеи из 12 книг о развитии эмоционального, социального интеллекта, коммуникациях и лидерстве / Д. Гоулман, Э. Берн. - Москва: Smart Reading, 2019. - 247 с.; 25 см. - ISBN 978-5-6042940-1-7. - Текст: непосредственный.
11. Гуриева, С. Д. Социальная психология
Для того чтобы успешно развиваться, формироваться и реализоваться человеку необходимо обладать одной из самых важных особенностей, а именно способностью эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Социальный интеллект – это понятие современной психологии, которое в данный момент находится в процессе изучения и развития. Пробуя сформулировать точное определение термина «интеллект», ученые- психологи сталкиваются с разнообразными значительными трудностями. Само слово происходит от латинского «intellectus», что в переводе означает «понимание», «познание», «рассудок». Изначально данный термин означал исключительно рациональные мыслительные функции человеческой психики, а сегодня он уже считается родовым термином, который охватывает познавательные процессы в целом.
Впервые психология интеллекта упоминается в философских школах древнего мира. Сам термин «интеллект» был введен Цицероном (от латинского «intellgentia» – способность понимать). В работах Аристотеля и Платона интеллекту было отведено особое место, где разделялись понятия «разум», «здравый смысл» и «рассудок». Платон считал, что «…интеллект – это способность мышления, разумного познания, в отличие от таких душевных качеств как чувства, интуиция, воображение…» [6]. В философских учениях, в которых познание посредством интеллекта выходит на первы