Эффективные психологически-педагогические условия, способствующие позитивной социализации младших школьников в цифровом пространстве образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир — это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в использовании современных цифровых технологий и ежечасно улучшает качество нашей жизни, внедряясь во все сферы жизни общества. В этом мире, личность ребёнка развивается и формируется. С самого рождения детей окружают гаджеты и современные технологии. Ребёнок ежедневно видит, как родители, окружающие его люди пользуются различными цифровыми технологиями, поэтому он привыкает к их постоянному присутствию. Дети попадают в цифровое пространство, фактически с пелёнок. Они учатся, познают, проводят досуг, одним словом, живут в цифровой среде. Жизнь без цифрового поля им уже не представляется возможным, так как они, в отличие от старшего поколения, знакомы с ним с первых дней жизни.
Ученые единогласно соглашаются с тем мнением, что интернет трансформирует психическое развитие людей, в особенности молодого поколения. Цифровизация оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, эмоциональную, психофизиол
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I Цифровая среда и ее влияние на развитие личности детей младшего школьного возраста ……………….. 7
1.1 Возрастные особенности младшего школьного возраста ………………... 7
1.2 Цифровая среда современной образовательной организации …………...15
1.3 Интернет-социализация младших школьников …………………………...25
1.4 Влияние цифровых технологий на социальные и психологические характеристики младших школьников ……………………………….............. 31
Выводы по главе I ……………………………………………………………… 36
ГЛАВА II Эмпирическое исследование влияния использования цифровых технологий на социализацию школьников младших классов ………………………… 39
2.1 Программа исследования …………………………………………………...39
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………... 42
2.3 Рекомендации по защите от негативного влияния интернета на становление личности младших школьников ………………………………... 58
Выводы по главе II ……………………………………………………………...62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………...………. 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ………………….................. 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Абдулова Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Абдулова, О.В. Гребенникова - М.: Владос, 2014. - 557 c.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьника. - Ростов н/Д., 2000. – 144 с.
3. Балева А.А., Николаева Ю.С. Влияние типа восприятия информации человека на память //. 2018. №14. – 752 с.
4. Баранова Ю. Л. Информационно-коммуникативная компетентность педагога: теоретико-методологические основы организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО / Ю.Л. Баранова, И.В. Микитюк - 2018. №4 (7), С. 8-10.
5. Башаева Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева - Москва: Мир, 2010. - 176 c.
6. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Часть 2 / Т.Л. Белоусова - М.: Просвещение, 2012. - 864 c.
7. Беляев Г. Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования / Г. Ю. Беляев // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. Т. 1. № 4 (69), С. 109-123.
8. Березин С. В. Ваш выход в Интернет. Секреты эффективной и безопасной работы. Самоучитель / С.В. Березин. - М.: БХВ-Петербург, 2004. - 370 c.
9. Берибесова О. И. Использование цифровых образовательных ресурсов в воспитании и обучении детей. / О. И. Берибесова, А. Г. Воропаева, Н. А. Шенцева // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. С. 29-33.
10. Бондарчук О. А. Особенности формирования мировоззрения школьника под влиянием информационных технологий / О. А. Бондарчук // Научный альманах. 2019. № 5, С. 136-138.
11. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Методическое пособие ФГОС 15г. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2015. - 885 c.
12. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Методическое пособие ФГОС 15г. - Москва: Огни, 2015. - 348 c.
13. Викентьева Е. Компьютер как диагноз. Эпидемия электронной наркомании // Еженедельная газета интеллигенции. № 12 (7220) 6 - 12 апреля 2000 г.
14. Волков Б.С. Детская психология. - М.: Владос, 2002. – 256 с.
15. Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методич. аспекты / С.Г. Воровщиков. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 287 c.
16. Гарькавая Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно / Т.С. Гарькавая. - М.: Дикта, 2012. - 160 c.
17. Гилленбранд Клеменс Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников / Клеменс Гилленбранд. - М.: Academia, 2008. - 240 c.
18. Гладкий Алексей Безопасность и
Человек входит в социальную систему и усваивает нормы общества.
Информационное общество - это теоретическая концепция постиндустриального общества; исторический этап возможного развития цивилизации, на котором информация и знания становятся основными продуктами производства. Особенности: повышение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; увеличение числа людей, занятых в сфере информационных технологий и коммуникаций; растущая информатизация общества за счет использования телефонов, радио, телевидения, Интернета, а также традиционных и электронных средств массовой информации.
Социализацию также можно рассматривать как само-актуализацию "Я- концепции". Кроме того, социализация человека является результатом социального взаимодействия,