Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи . В которой определено содержание коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изучен процесс развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.04.2025
Объем файла
4526 Кб
Количество страниц
82
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы повысить эффективность коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), нужно затронуть проблему развития мелкой моторики дошкольника с ОНР, которая особенно актуальна, так как сформированная моторика играет значительную роль в успешности речевого, когнитивного и психофизического формирования ребенка.
Многие ученые из России и зарубежья подтверждают важность двигательного анализатора в создании высших психологических функций человека.
Особую роль двигательно-кинестетический анализатор играет в развитии речи и мышления, как показывают исследования И.И. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.И. Бехтерева, М.М. Кольцова, Н.И. Жинкина, А.Н. Соколова и других ученых.
Движение важно для правильного развития ребёнка, потому что оно стимулирует мозг и формирует основы умственных функций. Кроме того, двигательная активность помогает детям улучшить свои навыки социализации и развития речи.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 9

1.1. Психолого-педагогический подход в изучении нарушения мелкой моторики рук и ее влияние на развитие речи ребенка. 9

1.2. Особенности состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 13

1.3. Анализ современных подходов и методов в развитии мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. 19

ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И СОДЕРЖАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 25

2.1. Организация и результаты изучения состояния мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 25

2.2. Содержание логопедической работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. 38

2.3. Оценка эффективности логопедической работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   59

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андрианова, Д. В. Развитие речи детей дошкольного возраста через лего-конструирование / Д. В. Андрианова // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 9. – С. 9–10.
Артемьева, А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с.
Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов / Е.Ф. Архипова – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 224 с.
Бадалян, Л.О. Детская неврология [Текст]: Учеб. пособие / Л.О.Бадалян. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс информ, 2016 – 608 с.
Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие/ Г.В. Бабина. – М., 2012 [Электронный ресурс] // «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru Бернштейн, И.А. О построении движения [Текст] / И.А. Бернштейн – М.: Просвещение, 2015 – 213 с.
Бондарович, А. Развитие мелкой моторики / А. Бондарович. — Москва : Издательство АСТ, 2015. — 64 с.
Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: Методическое пособие / Т.В. Буденная – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. — 64 с.
Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. [Текст] / Р.Г. Бушлякова – М.: Детство-Пресс, 2011 – 156 с.
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной
диагностики [Текст] / Г.А.Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 –144с.
Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: Учебник / Л. С. Волкова. – М.: Знание, 2010. – 215 с.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. завед./ Г.А. Волкова. – М.: Владос, 2011. – 272 с.
Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т.В. Волосовец,, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др — М.: Академия, 2012 г. – 200 с.

Практическое исследование показало, что дети с ОНР нуждаются в особой поддержке в своем обучении и развитии. Индивидуальный подход, учитывающий их возможности и особенности, является ключевым фактором успешной адаптации и социализации ребенка. Важно создать условия для развития уникальных талантов и способностей каждого ребенка с ОНР, давая им таким образом возможность достичь своего полного потенциала:

  • Систематичность, структурированность проведения коррекционно-развивающих занятий по формированию мелкой моторики.
  • Когнитивные и речевые особенности дошкольников с ОНР;
  • Особенности формирования мелкой моторики.

Наша основная задача - подобрать и систематизировать различные задания, пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, а так же применять бизиборд в качестве основного средства развития моторики.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента мы, определили следующие этапы развития мелкой моторики посредством интерактивного оборудования:

1.Мотивационный этап                                             

2.Обучающий этап

3.Деятельностный этап

Мотивационный этап направлен на побуждение детей к необходимости развития мелкой моторики. Содержанием этого этапа стали: беседа «Что такое дружба?».