Отечественный кинематограф 1910-х -1920-х гг
Введение
Кинематограф рождается в «прекрасную эпоху». Кинематограф не только у нас, но и по всей Европе сделал такие громадные шаги вперед, особенно в борьбе с театром, что игнорировать его стало невозможно. Кинематограф зародился в русле «синема верите». Братья Люмьер смотрели на кино как на «живую фотографию», и в ранние годы доминирующее место занимали документальные съемки, видовые и бытовые сюжеты, созданные на натуре. Датой рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года, когда в Париже в помещении «Гран кафе», на углу бульвара Капуцинов и улицы Обер, состоялись первые коммерческие киносеансы. Новое изобретение привлекло внимание зрителей по всему миру, хотя братьев Люмьер нельзя назвать единственными изобретателями кинематографа—их заслуга в том, что они довели до практического осуществления эксперименты многих своих предшественников.
Содержание
1. Дореволюционный кинематограф. 13
1.1. Российские кинодеятели 1910-х гг. 13
1.2. Экранизация русской классики и мелодрамы.. 39
1.4. Цензура в отечественном кинопрокате. 59
2.1. Новая организация кинопроизводства. 69
2.2. Фильмы на историко-революционную тематику. 82
2.4. Влияние детей на кинематограф. 102
Список источников и литературы
Источники:
- Биржевые ведомости. 9 февраля 1909 г.
- Блонский М. Дружеский совет // Кинотеатр и жизнь. 1914. №26.
- Варьете и Цирк. 1913. №1.
- Вестник кинематографии. М., 1911. №1-2; 1913.
- Голос. М., 19 сентября 1908; 11 марта. 1909 г.
- Голос Москвы.21 июля 1912 г.
- Ивановский листок. 1 декабря 1913 г.
- Казанский телеграф. 28 апреля 1911 г.; 20 февраля 1911г.
- Камско-волжская речь. 1909. 21 октября; 1910. 17 февраля.
- Кине-журнал : Живая фотография. М., 1911. 8 января.
В чем причина этого? По той же причине, по которой такие почти оперные фильмы, как "Декабристы" и "Поэт и царь", пользуются огромной популярностью как среди рабочих, так и среди мелкой буржуазии, в эпоху, когда "благочестие" на 100% является идеологией. Тов. Мещеряков, заместитель заведующего, на последнем театральном совещании при Агитпропе ЦК, заявил следующее:
«...Позвольте мне обратить Ваше внимание на чрезвычайно яркий пример, когда здесь в центре достаточно деревню не знают. Например, в имеющейся у нас резолюции «Общества старых большевиков» написано: «в деревенском репертуаре должен быть отражен, если не исключительно, то и не на последнем месте, быт современной деревни»[1]. Вот вам яркий образчик того, как мы не знаем деревни.
Крестьянский писатель Деев-Хомяковский, обследовавший культурные запросы деревни, в свою очередь, пишет:
«…Крестьяне хотят, чтобы театр и кино, в особенности, как доступнейшая форма зрелища, показали бы им жизнь города, достижения в индустрии, достижения в технике производства вообще"
Опять же, это законное любопытство и естественный интерес-посмотреть, как живут другие и научиться тому, что сложно в их собственной среде. Рабочие и крестьяне не всегда заинтересованы в том, чтобы увидеть свою повседневную жизнь на экране. Это происходит потому, что эта жизнь имеет множество неприятных сторон и стала для них скучной. Несмотря на необычайный переворот в нашей жизни вовремя революции, но во все еще тонет в массе унылого старья, которое не скоро будет свергнуто. Например, на всех фабриках вновь открылись клубы, но сами фабрики старые, грязные и построены с упором на экономические интересы, а не на интересы рабочих. И стоит ли удивляться, что работники часто отказываются видеть их на экране в свободное время? Пока сценаристы и режиссеры не научатся лучше распознавать все "новое" и показывать его в ярких, радужных красках, все равно потребуется время, чтобы еще больше обновить трудовую жизнь и сделать ее более здоровой. Постепенно приходят новые силы, новые художники, которые, в конечном счете, справятся и с этим изъяном. То же относится и к деревне. Но на вопросе о деревенских фильмах, в виду его важности, следует особо остановиться. Нужно отметить, что этот тип картин в России вообще находится в «загоне». Наши сценаристы и режиссеры еще не научились ни создавать сценарий, ни ставить занимательных картин из жизни деревни.
[1] Там же. С.35.