Формирование иноязычной коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе для выстраивания профессионального роста важное значение играет такая личностная характеристика, как коммуникативная компетентность, под которой в самом общем значении понимают сложную личностную характеристику, включающую коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, психологические состояния, сопровождающие процесс общения. Формирование коммуникативной компетентности – важная составляющая образовательного процесса. Коммуникативный подход лежит в основе обучения как родному, так и иностранным языкам.
Так, главной целью обучения иностранному языку в школе согласно ФГОС ООО является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ…………………………………6
1.1. Определение понятий компетентность и «иноязычная коммуникативная компетенция»…………………………………………………..……………….6
1.2. Онтолингвистические аспекты развития речи ………………..…….…….14
1.3. Особенности развития коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте …………………...……...……………………………………18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………..20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ………………..21
2.1. Особенности развития иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников……………………………………………………………..21
2.2. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка в младшей школе: обобщение личного опыта…………...36
Вывод по главе 2…………………………………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАВННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Конспект урока по английскому языку на тему «Food» «Culinary Duel» Ролевая игра……………………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Технологическая карта урока по удмуртскому языку…….52
Список использованной лиетратуры
1. Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // ИЯШ. 1996. №3. С. 50–55.
2. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. // Начальная школа плюс До и После. 2011. №4. С. 78‒83.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2006.
4. Иванцова Т. Ю. Игры на английском языке // ИЯШ. 2008. № 4. С.31‒33.
5. Карпов К.Б. Применение технических средств в обучении иностранному языку. М., 1971.
6. Коломиец Б.К., Васильева О.А. Разработка нового поколения образовательных стандартов высшего образования: экспериментальный подход // Материалы XIV Всероссийского совещания. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1986.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1939‒1941.
9. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе: пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2004. 77 с.
24 процента обучающихся по-прежнему имеют низкую мотивацию к изучению английского языка. Успешность обучения составила 69 процента. Т.е. можно сделать вывод о наличии положительной динамики в освоении дисциплины «английский язык». Кроме того повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, их познавательная активность и, самое главное, повысился уровень образовательных результатов.
С моей точки зрения, это было продиктовано следующими изменениями в организации учебного процесса.
1. На первое место в обучении английскому языку мною были поставлены игровые технологии, так как именно игра (игровая деятельность) становятся ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. На первом этапе обучения основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает фонетические, лексические и грамматические игры. Это связано с тем, что учащиеся этого возраста только начинают формировать языковую базу, и навыков, которыми они обладают, недостаточно для ролевых и сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать инсценировки и имитационные игры, игры-соревнования.
Следующим очень эффективным и продуктивным способом работы с детьми младшего школьного возраста является использование наглядного представления изучаемого материала. Б.В. Беляев указывал, что учебный материал прочнее удерживается в памяти, если он прорабатывается трояким способом, то есть и зрительным, и слуховым, и двигательным. Для привлечения внимания младшего школьника урок обязательно должен быть оснащен наглядными средствами. Учебники и учебные материалы, пособия должны быть красиво оформлены и проиллюстрированы. Так мы сможем поймать фокус внимания ребенка, который станет листать, читать, а затем изучать предложенный вами на уроке материал.