Технологии скрытого управления общественным мнением
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что общественное мнение занимает огромное значение. Общественное мнение – это состояние массового сознания, в котором выражается отношение (скрытое или явное) различных совокупностей людей, именуемых общественностью, к явлениям, событиям и фактам социальной действительности, затрагивающим их потребности и интересы.
Степень научной разработанности. Изучением манипуляции общественным мнением занимались многие зарубежные философы и ученые, начиная с античности. Среди них: Аристотель, Дж. Локк, А. де Токвиль, 3. Фрейд, Г. Тард, Ф. Гольцендорф, Э. Ноэль-Нойман, Г. Шиллер и т.д. Отечественные исследователи: Е.Л. Доценко, Л.И. Рюмшина, Г. Грачев и т.д.
Цель научного исследования: определение особенностей технологий скрытого управления общественным мнением.
Объект исследования: общественное мнение.
Предмет научного исследования: процесс управления общественным мнением.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ 5
1.1. Понятие общественного мнения, основы его формирования 5
1.2. Характеристика и особенности манипулирования сознанием 12
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ 16
2.1. Технологии скрытого управления, их значение в борьбе за общественное сознание 16
2.2. Теория «Окна Овертона»
2.3. Технологии противодействия манипуляции сознанием 19
Заключение 34
Список ЛИТЕРАТУРЫ 36
Список использованной литературы
Армстронг, Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг. – М.: Вильямс И.Д., 2019. – 752 c.
Докторов, Б. З. Реклама и опросы общественного мнения в США в 2 ч. Часть 2. Научные опросы общественного мнения: монография / Б. З. Докторов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 308 с.
Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью / С.М. Емельянов. - М.: Юрайт, 2017. – 232 с.
Жильцов О.Н., Синяева И.М. Связи с общественностью / О. Н. Жильцова. – М.: Юрайт, 2017. – 338 с.
Жильцова, О. Н. Рекламная деятельность: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. – М.: Юрайт, 2019. – 233 с.
Жильцова, О. Н. Связи с общественностью: учебное пособие для академического бакалавриата / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. – М.: Юрайт, 2019. – 337 с.
Землянская Л. Ю. Общественное мнение как необходимый инструмент системной диагностики проблемных территорий // Мониторинг общественного мнения: экон. и социал. перемены. – 2014. – № 5 (123). – С. 151-164
Каминский В. С. Общественное мнение как индикатор эффективности государственного управления // Проблемы развития территории. – 2015. – № 5 (79). – С. 97-110.
Минькашева З. Р. Роль общественного мнения при реализации стратегии социально-экономического развития регионов: методические аспекты / З. Р. Минькашева, А. З. Гильманов // Науч. тр. Центра перспект. экон. исслед. – 2011. – № 4. – С. 288-291.
Молчанова Г.Г. Коммуникативно–функциональная теория перевода как вид вариативной интерпретации действительности // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2020. – № 3. – С. 9 – 21.
Общественное мнение. https://gtmarket.ru/ (дата обращения 18.01.2022)
Пищугина О.С., Зенков А.С. Роль СМИ в PR– кампании // Академическая публицистика. – 2017. – № 4. – С. 392 – 397.
Свиридов Н. Ситуация в регионе и общественное мнение // Экономист. – 2013. – № 8. – С.
Например, внедрение в массовое сознание «образа врага» выдается за причину милитаризации экономики; на самом деле милитаризация экономики может быть причиной враждебного отношения соседних стран; этот прием основывается на архаической модели сознания, предполагающей, что «после – значит потому что»;
вывод без достаточного основания – манипуляторы опускают некоторые посылки, стремясь к необходимым им для обмана умозаключениям;
подмена тезиса – этот прием близок к приему вывода без достаточного основания; различие в том, что тезис уже является умозаключением;
тавтология – манипулятором сознательно используется способ определения понятий, при котором определение последующего понятия является простым повторением предыдущего;
диффамация – предание гласности сведений, порочащих кого-либо;