Изучение динамики формирования представлений о цвете и форме у дошкольников с нарушением речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ И ФОРМЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.Понятие о восприятии цвета и формы в психолого-педагогической литературе
2.Особенности становления представлений о цвете и форме у дошкольников в онтогенезе
3.Особенности становления представлений о цвете и форме у дошкольников с нарушениями речи
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ И ФОРМЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1. Организация и методики исследования
2. Анализ результатов исследования динамики формирования представлений о цвете и форме у дошкольников с нарушением речи
3. Рекомендации по формированию представлений о цвете и форме у дошкольников с нарушением речи
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абутасова Н.Ю., Шмелева Н.Г. Развитие представлений о форме у дошкольников // Modern science: theoretical and practical look: XXXI Международная научно-практическая конференция, Москва, 29 января 2018 года. – Москва: Научный центр "Олимп", 2018. – С. 206-207.
Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. / [пер. с англ. Юлии Даре]. – Москва: Теревинф, 2009. –272 с.
Ананьева Д.О., Гонина О.О. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Вестник экспериментального образования. – 2022. – № 1(30). – С. 31-41.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 311с.
Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 256 с.
Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. Н., Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого- педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями: Межвуз. сб. науч. тр. – М., 1991. – С.72-87.
Богуславская З. М. Влияние построения предметной модели формы на восприятие ее признаков у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М.: Изд. «Просвещение», 1966. – С. 201—246.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребёнка. – М.: Просвещение, 1991. – 116сБорякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 2. – С. 199-205.
Венгер Л.А., Пилюгина Н.Б, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка: от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. – М., 1988. – 144 с
Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.Известно, что первое, с чем сталкивается наше зрение при восприятии мира это цвет, и поэтому, восприятие цвета относится к наиболее элементарным процессам, управляемым врожденными механизмами. Так как психический образ – результат сложноорганизованной деятельности, то не только цвет, но и форма являются участниками создаваемого и воспринимаемого ребенком образа. Восприятие формы относят к наиболее сложным, формирующимся в онтогенезе процессам. Весьма интересен вопрос о том, что является более важным при ориентации в предметной среде: цвет или форма.Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствуют у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал еще чешский педагог Я.А.Коменский.