Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Введение
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно - психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. Отсюда определенный интерес взрослых к воспитанию ребенка, к методам воздействия на него. Несмотря на особенности и яркие отличия в конкретике отношений к подрастающему поколению, четко прослеживаются два подхода к личности в воспитании детей: функциональный и личностный.Подход, при котором назначение человека – выполнять определенные обществом функции, играть роли, а назначение педагогики – формировать нужного обществу человека, мы определяем как функциональный.Наряду с функциональным, в последнее время, заявляет все более о своем существовании личностный подход. Он реализует идеи свободного без насилия над личностью воспитания и обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
I.1 Теоритический анализ формирования познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в процессе обучения…………………………6
I.2 Психолого-педагогическая характеристикадетей с задержкой психического развития и развитие их познавательных возможностей……...13
I.3. Концепция задержки психического развития………………….19
Выводы по первой главе………………………………………………24
Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ………………………………………………………25
2.1. Проблемы формирования познавательного развития младших школьников с ЗПР………………………………………………………………25
2.2.Организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с ЗПР с помощью психологической коррекции…………………………………………………..27
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ………30
Выводы по второй главе………………………………………………32
Глава III ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР …………………..33
3.1. Методы работы по развитию познавательной интересов младших школьников с ЗПР ……………………………………………………………..33
3.2. Комплекс занятий по развитию познавательной сферы младших школьников с ЗПР с помощью психологической коррекции ……………...39
Заключение………………………………………………………………44
Список литературы……………………………………………………..45
Приложение……………………………………………………………..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. Минск: Нар. асвета. 2013, - 109 с.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы школьника. – М.: Ропедагентство, 2014. 68с.
3. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: 2008. 345 с.
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Бенедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
5. Безруких М.М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М, Академия, 2008, с. 154-166
6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у школьников . - М., 2007.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2006.
8. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М.: Мысль. - 2009. – 173с.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение,2013.- 150 с.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. Соч., т. 5. – М.: «Педагогика», 2013. – 383 с.
11. Дмитриев А.А. Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями: за и против: Учебно-методическое пособие для студентов психолого-педагогических специальностей. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 95 с.
12. Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика/ Под ред. В.С. Кукушина. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д; Издательский Центр «МарТ», 2014. 352 с.
13. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Клеменс Гилленбранд; Пер. с нем. Н.А. Горловой; Науч. ред. Рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
Любознательность — ценное состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Эта стадия интереса сопровождаются достаточно сильными выражениями эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В расшифровке загадок заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания.Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса [52].Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.