Средства и методы эффективного развития познавательной активности учащихся на уроках физики
Введение
В настоящее время успех педагога оценивается не столько с позиции передачи знаний, умений и навыков своим ученикам, сколько с точки зрения того, насколько он научил молодое поколение действовать в условиях неопределенности, в какой степени они развили познавательную самостоятельность и активность.Множество педагогов и психологов уделяли внимание проблеме активизации и развития познавательной активности. Подтверждением этому служат работы отечественных ученых - Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна и др. Также вопрос о формировании познавательного интереса решался учеными-дидактами в рамках проблемы активизации учения. Авторы устанавливали связь с данной проблемой через деятельность педагога по стимулированию познавательной активности школьников. Но, несмотря на огромное количество работ в данной области, познавательная активность не является до конца изученным феноменом.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования и развития познавательной активности у обучающихся……………………...............6
1.1.Содержание понятия «познавательная активность»……………….....6
1.2. Принципы и средства активизации познавательной деятельности обучающихся…………………………………………………………………10
1.3. Средства активизации познавательной деятельности………………..15
1.4. Уровни познавательной активности школьников……………………18
1.5. Банк диагностических методик по исследованию познавательных процессов в малокомплектной школе………………………………………23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию и развитию познавательной активности школьников на уроках физики…………….29
2.1. Исследовательская работа по установлению уровня познавательной активности обучающихся…………………………………………………..29
2.2. Методы и приёмы повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики……………………………………………………………34
2.3. Поисковый этап педагогического эксперимента…………………….37
Заключение………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………..44
Приложение 1………………………………………………………………46
Приложение 2………………………………………………………………48
Приложение 3………………………………………………………………49
Список литературы
1. АндреевА.А., Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М., 2009.
2. Балаев А.А. Активные методы обучения. М.:1986.254 с.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность.М.: Наука, 1990.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – Санкт-Петербург : Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881. – Том 2. И-О. – 776 с.
5. ДубовицкаяТ.Д., Фетискин Н.П., Социально-психологическая диагностика развития личности. – М.: Просвещение, 2005.
6. Зубкова Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся : автореф. дис. канд.пед. наук. Екатеринбург, 1993 21 с.
7. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс. / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1982.
8. Коджаспирова, Г.М.Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст]: рек. для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей высш. учеб. заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.- М.: Академия, 2005.- 448с. 28
9. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Э.А. Красновский // Советская педагогика. - 1989. - №5, - С. 9-15.
10. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. – 244.
11. Лапковская Я.А. Использование на уроках голосовых цифровых ресурсов.-О.: Jyrnal_laboratorii_molodih_pedagogov_DAR_22_1656053448.pdf12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001.
13. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учеб. пособие / В.Г. Леонтьев. – М.: Новосибирск: НГПИ, 1987. – 264 с.
14. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010 – Вып. № 1 – С. 125-129.
15. Морозова И.С., Эльконин Д.Б. // Теория и практика общественного развития. – 2012 – № 12 – С. 162-165.
После анализа различных подходов к формулированию понятия «активность», необходимо приступить к раскрытию определения «познавательная активность».Анализ психолого-педагогической литературы показал, что познавательная активность характеризуется такими качествами, как: стремление к познанию; проявление мыслительного напряжения и волевых усилий. Также среди качественных характеристик можно выделить то, что познавательная активность направлена на реализацию творческого потенциала школьника; на развитие интереса школьника не только к изучению учебного предмета, но и к самостоятельному получению знаний; формирование предпосылок к возникновению инициативной, саморазвивающейся личности.Таким образом, познавательная активность даёт возможность творчески работающим педагогам эффективно активизировать и развивать познавательную деятельность школьников. ???В.С. Ильин считает познавательной активностью (ПА) природное стремление ребёнка к познанию, характеристикой его образовательной деятельности. [7] Г.И. Щукина утверждает, что ПА – это качество личности, которым она становится при систематическом выражении стремления человека к познанию [21]. ? В.Г. Леонтьев утверждает, что познавательная активность не сводится к обычному напряжению умственных и физических усилий ребёнка. Она является качеством его работы, проявляющейся в отношении ребёнка к содержанию и процессу образовательной деятельности, в его целеустремлённости [13].