Взаимосвязь памяти и социального интеллекта в младшем школьном возрасте

Скачать курсовую работу на тему: "Взаимосвязь памяти и социального интеллекта в младшем школьном возрасте". В которой определен психодиагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень развития социального интеллекта и памяти у младшего школьника. Установлена взаимосвязь памяти и социального интеллекта у младшего школьника.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
17.04.2025
Объем файла
187 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность, это связано с тенденциями глобализации, интеграции, массовой информатизации, межкультурной коммуникации, поскольку изменяется окружающее пространство, а также роль и значимость человека в нем. В XXI веке коммуникаций понятие «социальный интеллект» приобретает определенную значимость, так как успешность человека в профессиональной, общественной жизни во многом зависит от его умения правильно выстроить диалог с оппонентом, опираясь на чувства, намерения, вербальные и невербальные сигналы, от умения грамотно оценить коммуникативную ситуацию и выбрать соответствующую стратегию поведения.
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект — способность понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным проявлениям

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» И «ПАМЯТЬ» В ПСИХОЛОГИИ 7

1.1 Социальный интеллекта как социально-психологический феномен 7

1.2 Развитие социального интеллекта в младшем школьном возрасте 13

1.3 Становление процессов памяти у детей младшего школьного возраста21

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 33

2.1 Организация и методы исследования 33

2.2 Результаты исследования социального интеллекта у младших школьнков 25

2.3.Результаты исследования особенностей памяти у младших школьников …………………………………………………………………………………41

2.4. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта и памяти у младших школьников…………………………………………………………43               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

ПРИЛОЖЕНИЯ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонов, А. Ю. Психология мнемических явлений / А. Ю. Агафонов, Е.Е.Волчек. – Самара : Изд - во Универс - групп, 2005. – 258 с.

2. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243–244. 

3. Бархатова, С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти / С. Г.  Бархатова. - М. : Просвещение, 2017. – 266 с.

4. Белова, С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Изд–во «Институт психологии РАН», 2004. – С. 109 – 119.

5. Боднар, А. М. Психология памяти / А. М. Боднар. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2014. – 100 с.

6. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : Изд - во Смысл, 2015. – 415 с. 

7. Геранюшкина, Г. П. Социальный интеллект: методики оценки и развития / Г. П. Геранюшкина. – Иркутск: Изд–во БГУЭП, 2003. –103 с. 

8. Гурьянова, Н. В. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения / Н. В. Гурьянова // Аллея науки. – 2020. – Т.2, №5(44). – С. 831-835. 

9. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 2010. – 415 с.

10. Доронова, Т. Н. Познавательная деятельность младших школьников / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова. – М. : Академия, 2019. – 311 с. 

11. Дюпина, С. А. Изучение мнемических способностей младших школьников / С. А. Дюпина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – №1. – С. 57-60.

12. Емельянова, И. В. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте / И. В. Емельянова // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Том 12. № 2. – C. 91–107.

13. Коростелева, Е. Ю. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения / Е. Ю. Коростелева, Т. А. Тямусова // Вектор науки ТГУ. – 2010. – № 1(1). – С. 15 – 21.

14. Кудинова, И. Б. Социальный интеллект: психологические аспекты становления / И. Б. Кудинова // Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. пед. ун–т. – Новосибирск: НГПУ, 2011. – 223.

15. Кудрявцева, Н. А. Единство интеллекта / Н. А. Кудрявцева. – СПб. : Изд–во СпбГУ, 2011. – С. 82¬92.

16. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. – М. : Юрайт, 2019. 291 с.

Особенности восприятия эмоций влияют также на уровень их понимания детьми, чем более совершенным, дифференцированным и целостным становится восприятие детьми экспрессии, тем лучше ребенок осмысливает эмоциональное состояние человека, тем выше уровень его понимания [27].
Изучая восприятие эмоций человека младшими школьниками, можно прийти к выводу, что в младшем школьном возрасте еще не сформировано умение выделить самостоятельно невербальную экспрессию другого человека и использовать ее для понимания смысла всей ситуации; мимика, поза, жесты еще не стали сигнальными. Эта «слепота» к невербальным средствам эмоциональной выразительности также является особенностью детского возраста, хотя в повседневном своем общении с другими людьми ребенок еще в младенчестве начинает воспринимать и реагировать на близкого человека, его улыбку, интонацию, взгляд.
По данным исследований О.Ю. Масягиной, понимание состояния протекает часто в невербальной форме, а если и вербализируется, то остается