Развитие двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Одной из сторон развития личности является физическое воспитание, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как в первые семь лет. Двигаясь, ребенок познает мир. Чем больше разнообразных движений знает ребенок, тем шире возможности для развития у него ощущений, восприятия и других психических процессов, значит, полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому вопрос о развитии двигательных способностей у детей дошкольного возраста сохраняет свою актуальность уже многие года.
Федеральный государственный образов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 7
1.1 Понятие «двигательные способности» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности и средства развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Педагогические условия развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 30
2.1 Диагностика двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Внедрение педагогических условий развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр 37
2.3 Итоги экспериментальной работы 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. – Москва: Прометей, 2022. – 708 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – Москва: Академия, 2009. – 416 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 398 с.
4. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А.Родионова. – Москва: Академия, 2017.– 240 с.
5. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 71 с.
6. Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной активности дошкольников / Л.Н. Волошина. – Москва: Эксмо, 2016. – 371 с.
7. Волошина Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина, Е.В. Гавришова, Н.М. Елецкая и др. – Москва: Учитель, 2018. – 169 с.
8. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 175 с.
9. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 121 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 464 с.
11. Жуковская, Р.И. Игра в ее педагогическом значении: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. – Москва, 1968. – 61 с.
12. Каличенко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: метод. пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – Москва: Айрис Пресс, 2004. – 106 с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2020. – 432 с.
14. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл
Развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных двигательных способностей. Например, упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость. Гибкость является составной частью ловкости, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями.
Все двигательные умения дошкольников тесно связана с двигательными качествами, и связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.
Для двигательных, физических способностей характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия. Так, способность к быстроте необходима в беге, езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, в подвижных играх, требующих быстрой реакции, быстрых ответных действий.
Таким образом, при выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота; при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.
У разных людей качества могут быть развиты не равномерно, развитие одних качеств может исключать другие. Так развитая сила не сочетается с гибкостью, человек м