Развитие познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития познавательной активности у младших школьников относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Познавательная активность младших школьников носит поисковый характер: постоянно возникают вопросы, ответы на которые ребёнок сам постоянно и активно ищет. Познавательная активность у младших школьников положительно влияет не только на процесс и результат, но и на протекание важных познавательных процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, где они приобретают особую направленность [22].
Младший школьный возраст является периодом интенсивного умственного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Они приобретают опосредствованный характер, становятся более осознанными и произвольными.
С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие мышления приводит к качественной перестройке других познавательных про
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 3
1.Теоретические основы развития познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста…………………...…....… 9
1.1..Виды познавательной активности у младших школьников в образовательном процессе……..……..…..…………..…..………….9
1.2..Особенности организации внеурочной деятельности по развитию познавательной активности у младших школьников….…………… 15
2.Исследование по развитию познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста.………………………………..………… 28
2.1.Диагностика уровня развития познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста.…....………………… 28
2.2.Содержание работы по развитию познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности…………………………………………………….…….33
Заключение…………………………………………………………………... 51
Список использованных источников……………………………………….. 53
Приложение А Методика «10 слов» А. Р. Лурия..……………………….62
Приложение Б .Методика «Запомни рисунки»…………………………..66
Приложение В .Методика «Узнай фигуры»………………………………67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова, Т. П. Психология игры: учебник для вузов / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 232 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/454337 (дата обращения: 27.11.2022). – ISBN 978-5-534-05718-8.
2. Анисимов, О. С. Психология: теоретические основы: методология: учебное пособие / О. С. Анисимов. – Москва: [б. и.], 2019. – 465 с.: ил. – (Энциклопедия управленческих знаний). – ISBN 978-5-6041241-3-0.
3. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 103 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/466649 (дата обращения: 03.10.2022). – ISBN 978-5-534-13738-5.
4. Барышева, Т. А. Психология творчества: учебник для вузов / Т. А. Барышева. – Москва: Юрайт, 2020. – 300 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/449585 (дата обращения: 03.10.2022). – ISBN 978-5-534-13240-3.
5. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев; [вступительная статья В. А. Лекторского; послесловие В. Н. Шердакова]. – Санкт-Петербург: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. – 463 с.: портр. – (Философы России XX века). – http://marxistphilosophy.org/SovPhil/Batishchev97.html (дата обращения: 10.02.2023). – ISBN 5-88812-045-6.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д. Б. Богоявленская. – Самара: Учебная литература, 2009. – 416 с. – ISBN 978-5-393-00288-6.
7. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В. Брушлинский; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. – 3-е изд. стер. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 406 с. – (Психологи России). – ISBN 978-5-9770-0364-3.
8. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 119 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/454019 (дата обращения: 03.11.2022). – ISBN 978-5-534-08212-8.
9. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2020. – 446 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/466582 (дата обращения: 05.11.2022). – ISBN 978-5-9916-4048-0.
10. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации / научные редакторы: И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 256 с. – (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462868 (дата обращения: 01.09.2022). – ISBN 978-5-9925-1121-5.
11. Внешкольное образование и воспитание. Внешкольная педагогика // Единое окно доступа к образовательным ресурсам: федеральная информационная система: сайт. – 2020. – URL: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.77.1.1. (дата обращения: 20.02.2023).
12. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская, М. С. Шапиро. – 4-е изд. – Москва: Теревинф, 2019. – (Лечебная педагогика: методические разработки). – ISBN 978-5-4212-0554-8.
13. Волкова, Л. В. Основы организации внеурочной деятельности младших школьников: учебно-методическое пособие / Л. В. Волкова. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. – 104 с. – ISBN 978-5-85218-986-8.
14. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2019. – 281 с. – (Антология мысли). – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437740 (дата обращения: 28.10.2022). – ISBN 978-5-534-07290-7.
15. Гатанов, Ю. Б. Курс развития творческого мышления: для детей 9–14-ти лет: по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли / Ю. Б. Гатанов. – Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2018. – 59 с.: ил. – (Госстандарт России. Комплексное обеспечение психологической практики) (Программа «Умное поколение»). – ISBN 978-5-7822-0091-6.
16. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Академия, 2004. – 282 с. – (Высшее образование) (Классическая учебная книга : Classicum). – ISBN 5-7695-1598-8.
17. Даринская, Л. А. Творческий потенциал учащихся. Методология, теория, практика: монография / Л.
Цель: развитие внимания, памяти, в том числе запоминания, сохранения.
Описание задания и инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Показатели уровня выполнения задания:
− низкий уровень – 2–3 балла – ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 секунд, 0–1 балл – ребенок решил все задачи