Развитие игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитию игрового творчества, повышению уровня овладения игровой деятельностью, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить дошкольников. Смена приоритетов в системе дошкольного образования, ориентация на формирование личности приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности, способствующих раскрытию возможностей личности [61].
Качественное изменение потребностей и ценностей современного общества требует модернизации парадигмы образования, поиска новых приоритетов, разработки и освоения, адекватных психолого-педагогических подходов к обеспечению образовательного процесса, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях.
Владение навыками игрового творчества со сверстниками и взрослыми, способность выстраивать свои отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением, чрезвычайно важны для ребенка. Проблема развития игрового творчества у детей старшего дошколь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 3
1.Теоретические основы развития игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре………….... 9
1.1..Сущность развития игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста………….………………….…..…..…………. 9
1.2..Педагогические условия развития игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре...……… 13
2.Исследование по развитию игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре….……………………19
2.1.Диагностика уровня развития игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста...……………...….………………… 3 19
2.2.Содержание работы по развитию игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре………. 4 26
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список использованных источников……………………………………….. 36
Приложение А Методика «Графический диктант»…………….…………. 42
Приложение Б Методика «Совместная сортировка»..……………………. 44
Приложение В Методика «Ковёр»………………………………………….. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова, Т. П. Психология игры: учебник для вузов / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 232 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/454337 (дата обращения: 27.11.2022). – ISBN 978-5-534-05718-8.
2. Анисимов, О. С. Психология: теоретические основы: методология: учебное пособие / О. С. Анисимов. – Москва: [б. и.], 2019. – 465 с.: ил. – (Энциклопедия управленческих знаний). – ISBN 978-5-6041241-3-0.
3. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 103 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/466649 (дата обращения: 03.10.2022). – ISBN 978-5-534-13738-5.
4. Барышева, Т. А. Психология творчества: учебник для вузов / Т. А. Барышева. – Москва: Юрайт, 2020. – 300 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/449585 (дата обращения: 03.10.2022). – ISBN 978-5-534-13240-3.
5. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев; [вступительная статья В. А. Лекторского; послесловие В. Н. Шердакова]. – Санкт-Петербург: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. – 463 с.: портр. – (Философы России XX века). – http://marxistphilosophy.org/SovPhil/Batishchev97.html (дата обращения: 10.02.2023). – ISBN 5-88812-045-6.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д. Б. Богоявленская. – Самара: Учебная литература, 2009. – 416 с. – ISBN 978-5-393-00288-6.
7. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В. Брушлинский; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. – 3-е изд. стер. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 406 с. – (Психологи России). – ISBN 978-5-9770-0364-3.
8. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2020. – 446 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/466582 (дата обращения: 05.11.2022). – ISBN 978-5-9916-4048-0.
9. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская, М. С. Шапиро. – 4-е изд. – Москва: Теревинф, 2019. – (Лечебная педагогика: методические разработки). – ISBN 978-5-4212-0554-8.
10. Волкова, Л. В. Основы организации внеурочной деятельности младших школьников: учебно-методическое пособие / Л. В. Волкова. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. – 104 с. – ISBN 978-5-85218-986-8.
11. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2019. – 281 с. – (Антология мысли). – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437740 (дата обращения: 28.10.2022). – ISBN 978-5-534-07290-7.
12. Детская психология: учебное пособие / составители: Л. П. Скрыльникова, Л. Г. Спивак, О. Н. Богомягкова. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 104 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/122569 (дата обращения: 20.11.2021). – ISBN 978-5-9765-0114-0.
13. Дружинин, В. Н. Психология способностей. Избранные труды / В. Н. Дружинин. – Москва: Институт психологии РАН, 2007. – 540 с. – (Выдающиеся ученые Института пс
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.
Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах ребенка в машину). Для режиссерских игр характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Позже появляется образно-ролевая игра, в которой ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста [32]. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И. Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.
В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг