Формирование у обучающихся здорового образа жизни во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема формирования основ здорового образа жизни у обучающихся является одной из наиболее значимых в современной педагогике. С одной стороны, в текущем периоде происходит значительное ухудшение показателей уровня здоровья населения страны, и поэтому важно ориентироваться на воспитание здорового образа жизни молодого поколения. С другой стороны, именно в школьном возрасте происходит активное усвоение, и развитие ряда ключевых правил, привычек, норм поведения, которые определяют жизнь человека в будущем. Поскольку уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, а также уровня воспитания личности, то формирование осознанного отношения к здоровью школьника является залогом его здоровья на последующих стадиях развития личности. Недостаточный уровень знаний о культуре здоровья, а также низкое качество жизни обусловили сокращение ее продолжительности и у
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …...………………8
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»…………………...8
1.2. Условия формирования у обучающихся здорового образа жизни ………...11
1.3. Внеурочная деятельность как фактор формирования у обучающихся здорового образа жизни………………………………………................................20
Выводы по первой главе…………………………………………………………...25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………..27
2.1. Методы формирования здорового образа жизни…………………………....27
2.2. Разработка занятия внеурочной деятельности по формированию у обучающихся 8 класса здорового образа жизни……... …………………………31
Выводы по второй главе…………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….…….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..…………….…………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алхасов, Д. С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре : учебник для академического бакалавриата / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16279-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530732 (дата обращения: 06.06.2023).
Амосова Ю.Е. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие /Ю.Е.Амосова, Н.М. Амосов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 119 с.
Андреев Ю. А. Три кита здоровья / Ю. Андреев. – СПб,.: Питер, 2014. – 113 с.
Баженов, А. М. Социология здравоохранения : учебник и практикум для вузов / А. М. Баженов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 225 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11670-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515642 (дата обращения: 06.06.2023).
Баль Л.В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундарев //Гигиена и санитария. – 2014. – № 4. – С. 70-71.
Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся /А. В. Баранова. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
Баскаев Б.А. Моделирование процесса формирования у школьников мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни /Б. А. Баскаев, М. О. Ревазов, А. М. Хубецов // Современные проблемы науки и образования. 2014. – №6. – С.76.
Безруких Н.А. О сущности здорового образа жизни /Н.А.Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Воронецкая Л.Н. Здоровый я – здоровая страна / Л.Н.Воронецкая, Е.А.Попок. – Минск: Красико-Принт. – 2008. – 123 с.
Брагуца А.В. Развитие сотрудничества школьников во внеурочной деятельности /А.В. Брагуца //Начальная школа. – 2016. – №6. – С.53-55.
Булацева З.Б. Педагогические основы моделирования здоровьетворящего пространства школы /З. В. Бул
Однако бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни формируются у обучающихся непроизвольно в результате целенаправленного педагогического воздействия. Именно в школьном возрасте обучающийся открыт влиянию взрослых, особенно педагога и родителей, и упускать этот момент нельзя.
В качестве основного направления в Примерных программах воспитания и социализации школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования выделяется формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни обучающегося в школе представляет собой вполне определённый смысл, способный регулировать деятельность школьника.
По мнению В.И. Дубровского, здоровый образ жизни следует рассматривать в качестве «универсалии» этого смысла. Следовательно, «здоровый образ жизни школьника необходимо определять как характеристику его личности, включающую в себя сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, неприятие вредных привычек, умения и навыки здравосозидающего поведения в рамках постоянной двигательной активности [Дубровский, 2014, с. 14].
Подросток должен понять, что здоровье зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни предполагает отсутствие вредных привычек. Основа здорового образа жизни содержится в активном творении