Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР посредством дидактических игр

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР посредством дидактических игр". В которой выявлены особенности сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Разработан и апробирован комплекс дидактических игр по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.04.2025
Объем файла
3789 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Значимой задачей государства является обеспечение всех условий для развития и обучения всех детей, независимо от их возможностей и способностей. Особенного внимания специалистов требуют дети с тяжелыми нарушениями речи, при которых страдают все стороны речевого развития.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одними из ведущих и стойких проявлений недоразвития речи при тяжелых нарушениях речи в старшем дошкольном возрасте являются нарушения слоговой структуры слова, которое является ведущим и стойким в структуре речевого дефекта, что отрицательно влияет на успешность овладения детьми грамматическим строем речи, усвоением звукового анализа, понижая успешность дальнейшего обучения письму и чтению. В связи с этим наблюдается необходимость разработки новых форм преодоления нарушений слоговой структуры слова. Вопросы формирования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи слоговой структуры слова ,широко представлены в современных источниках такими авторами, как З. Е. Агр

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6

1.1 Понятие слоговой структуры слова и ее развитие в онтогенезе 6

1.2 Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 10

1.3 Роль дидактических игр в логопедической работе по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 14

Вывод по 1 главе 20

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ОВЛАДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 22

2.1 Организация исследования навыков овладения слоговой структурой слова у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 22

2.2 Результаты исследования навыков овладения структурой слова у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 23

Вывод по 2 главе 29

ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 30

3.1 Основные направления и принципы логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр 30

3.2 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 41

Вывод по 3 главе 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 50

ПРИЛОЖЕНИЯ. 55

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Агранович, З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей. ФГОС / З.Е. Агранович. – М.: Детство-пресс, 2020. – 66 с. 

2. Андреева, Н.Ю. Дети с тяжелыми нарушениями речи. причины, исследование, коррекция / Н. Ю. Андреева // Современные тенденции в образовании и науке, 2013. – С. 9-11.

3. Артемова, Е.Э. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития /Е. Э. Артемова, А. А. Басова // Universum: психология и образование, 2016. – №3-4. – С. 2-14.

4. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитие речи / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – М.: Парадигма, 2020. – 96 с.

5. Бабушкина, З.П. Нарушение звукослоговой структуры слова и предпосылки её усвоения у детей с тяжелыми нарушениями речи / З. П. Бабушкина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза, Ижевск, 2012. – С. 151-153.

6. Баранова, Е.Б. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников / Е. Б. Баранова, В. В. Кишова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. – № 34. – С. 54-57.

7. Баряева, Л.Б. Адаптированная основная образоват. программа дошкольн. образования детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 2021. – 336 с. 

8. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с. 

9. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей/ С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с. 

10. Брюховских, Л.А. Нарушения слоговой структуры слов и сформированности ее базовых компонентов у детей с алалией / Л.А. Брюховских, Н.Н. Голоскокова //  Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. 2020. – № 1 (4). – С. 15-24.

11. Быховец, И.С. Исследование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией / И.С. Быховец, Т.И. Дубровина // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах, Москва. –  2017. –  С. 62-66.

12. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2002 – 430 с.

13. Гаубих, Ю.Г. Словарь логопеда / Издательский центр ВЛАДОС, 2020. – 287 с.

14. Герт, Т.Ф. Дидактические игры и упражнения, помогающие формировать навыки слоговой структуры слова / Т.Ф. Герт  // Образовательная среда сегодня: теория и практика. – 2018. –  С. 45-47.

15. Дунаева, Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с ОНР / Н.Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. – М.: Владос, 2019. – 20 с.

16. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление об

При воспроизведении двусложных слов слова вида СГСГ были воспроизведены детьми верно, с незначительной помощью; слова вида СГСГС выполнялись с трудом, отмечалось неправильное произнесение звуков, замена согласных, представленная уподоблением. При воспроизведении односложных слов, имеющих стечения согласных звуков, требовалась помощь педагога, со стимулирующей помощью дети несколько улучшали результат.
При воспроизведении двусложных слов, имеющих стечения согласных звуков, ошибок было больше, особенно при произнесении слов вида СГСГСГС. При воспроизведении трехсложных слов, имеющих стечения согласных звуков, а также при воспроизведении многосложных слов все дети допускали множество ошибок, показав низкий результат.
При отраженном или сопряженном воспроизведение односложных слов, не имеющих стечений согласных звуков, ошибок было немного, сопряженное воспроизведение не было необходимым. В остальных