Традиции русской иконописи в произведениях палехской лаковой миниатюрной живописи
Введение
Традиционное декоративное искусство России – это ручной труд, ремесло, мастерство, связанное с разными сферами человеческой жизни. Икона подразумевает символическое изображение и выполняет духовно- религиозную функцию.
Иконописное ремесло как и православная вера, пришло на Русь из Константинополя. На протяжении нескольких веков в Византии формировались иконописные традиции, на основе которых, в дальнейшем, обрело перспективу развиваться русское иконописное искусство. Весь этот опыт - богадство именно русского искусства.
Удастоиваются внимание работы палехских мастеров- их иконы. В них заметно фольклорное изображение и любовь к предмету, утвердившие некоторые законы миниатюрного письма, дошедшие до нашего времени.
В XVIII-XIX вв., иконопись Палеха продолжала функционировать и развиваться, не смотря на то, что в те времена преоблалала светская живопись. Она была одним из направлений специфического и самобытного искусства, в котором уцелели художественные и региональ
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Преемственность традиций мировой лаковой миниатюрной живописи и уникальности традиций и технологии Палеха 5
1.1. Искусство лаковой миниатюры в России 5
1.2. Палехская лаковая миниатюра 12
Глава 2. Иконопись Палеха 16
2.1. Версии зарождения иконописного искусства Палеха 16
2.2. История палехской живописи 22
2.3. Самобытность палехской иконы 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Список использованной литературы
1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 3. – М.: Искусство, 1995. 642 с.
2. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. – М.-Ленинград: ACADEMIA, 1934. – 241 с.
3. Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851
4. Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. I. СПб., 1861
5. Владимиров И. Трактат об иконописании: Мастера искусства об искусстве. Т. 2. – 569 с.
6. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). Ф. Р-255. Оп. 1. Д. 47. Личный архив Н. А. Звездина
7. Государственный музей Палехского искусства. История создания музейных коллекций. URL: http://muzei-paleh.ru/
8. Гусева П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: дисс… канд. пед. наук. – СПб, 2012. 183 с.
9. Дубровский П. С. Народные промыслы северной этнозоны Владимирской губернии XVIII–XIX вв. (Историко-экономический очерк) // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Вып. 4. Кострома, 2005
10. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 244 с.
11. История Русской лаковой миниатюры. URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/ trade/istorija-russkoi-lakovoi-miniatyury.html
12. Итоги конференции и открытие
Это и является особенностью палехского искусства. Любой мотив обретает вневременное, глубинное звучание» [21]. И очень важен в палехской миниатюре орнамент: как завершающий элемент, он должен быть созвучен с сюжетом миниатюры и выполнен поистине ювелирно.
За последние два десятилетия вновь значительно возрос интерес к русской лаковой миниатюре.
В ноябре 2013 г. В Московский Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел международную конференцию «Современная русская лаковая миниатюра» (в ней участвовали художники, искусствоведы, руководители училищ лаковой живописи, директора фабрик, а также иностранные художники и эксперты Франции, Германии, Швейцарии, Японии и Китая [12]). Специалисты уверждают, что русские мастера соединили в своем творчестве достоинства восточной и западноевропейской лаковой миниатюрной живописи, добавив в нее национальное своеобразие.
И уж конечно, нам, живущим в России, хорошо быть о