Экспериментирование как способ познания детьми дошкольного возраста неживой природы
Введение
Актуальность исследования. В сложившихся условиях современного дошкольного образования, приоритетным становится экологическое развитие детей. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Желание ребенка узнать что-то новое о мире, который его окружает, легло в основу познания им природы. Значение природы для воспитания детей имеет огромное значение. Общение с природой как живой, так и неживой, оказывает положительное влияние на человека, делает его добрым, пробуждает в нем чувства прекрасного.
Большую роль играет природа в воспитании детей. Необходимо отметить, что такие объекты неживой природы, как солнце, звезды, воздух, вода, камни, песок малыш видит вокруг себя с самого рождения. И если ребенку не показывать красоты этих пред
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические основы познания детьми дошкольного возраста неживой природы посредством экспериментирования ………..…………….. 9
1.1 Познание детьми дошкольного возраста неживой природы как психолого-педагогическая проблема……………………………….…………9
1.2 Экспериментирование как эффективное средство познания детьми дошкольного возраста неживой природы …………….………………14
2 Опытно-экспериментальная работа по организации процесса познания детьми дошкольного возраста неживой природы посредством экспериментирования……………22
2.1 Анализ исходного уровня сформированности познавательного интереса к неживой природе у детей дошкольного возраста ………………...22
2.2 Организация работы по формированию познания неживой природы детьми дошкольного возраста посредством экспериментирования… 29
2.3Анализ результатов экспериментального исследования…….……...38
Заключение…………………………44
Список использованных источников…………………48
Приложение А «Знакомим дошкольников с окружающим миром»…………54
Список использованных источников
1. Адриенко, Е. В. Психология детства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / под редакцией В. А. Сластенина. – Москва : Современная школа, 2015. – 230 с. ISBN 978-5-7695-9218-8. – Текст : непосредственный.
2. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / А. П. Астахов. – Москва: Современная школа, 2015. – 928 с. – Текст : непосредственный
3. Артеменко, О. Н. Педагогика : учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. – Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь, 2015. – 251 с. – URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=457136 (дата обращения: 05.03.2020). – ISBN 978-5-9296-0731-8. – Текст : электронный.
4. Алиева, С. В. Педагогика : учебное пособие / С. В. Алиева. – Москва : Дашков и К, 2013. – 424 c. – ISBN 978-5-394-01013-2. – Текст : непосредственный.
5. Амельков, А. А. Психологическая диагностика личности : методические рекомендации / А. А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2018. – 679 с. – ISBN 985-679-231-2. – Текст : непосредственный.
6. Безрукова, В. С. Педагогика : учебное пособие / В. С. Безрукова. – Москва : Феникс, 2017. – 381 c. ISBN 9785222200148. Текст : непосредственный.
7. Баринова, Е. В. Экологическое воспитание у дошкольников : методическое пособие / Е. В. Баринова. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2014. – 300 с. – Текст : непосредственный.
8. Бердашкевич, А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование / А. П. Бердашкевич, Н. Т. Тихомирова. – Текст : электронный // Народное образование. – 2011. – № 2– С. 11–19. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15628048. – Дата публикации: 21.01.2011.
9. Бэн, А. Психология : учебное пособие / А. Бэн.– Москва : Дрофа, 2018. – 104 с. – Текст : непосредственный.
10. Волков, Б. С. Психология общения детей в детском возрасте : учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва : Педагогическое общество России, 2011. – 278 с. ISBN 978-5-388-00233-4. – Текст : непосредственный.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии : учебное пособие / Л. С. Выготский – Москва : Юрайт, 2016. – 199 с. – ISBN 5-699-03524-9 – Текст : непосредственный.
12. Венгер, Л. А. Психология: учебное пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва : Просвещение, 2018. – 336 с. – ISBN 5-09-000760-8. – Текст : непосредственный.
13. Варфаламеева, Е. П. Формирование экологических представлений у дошкольников / Е. П. Варфаламеева. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2017. − № 11 – С. 38 – 44
14. Василькова, Т. А. Дошкольная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. А. Василькова. – Москва: ИЦ Академия, 2017. – 208 c. – Текст : непосредственный.
15. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 288 c. ISBN 978-5-7695-9853-1. – Текст : непосредственный.
16. Голованова, Н. Ф. Метод моделирование как условие развития представлений о природе у дошкольников / Н. Ф. Голованова. – Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 3 (63). – С. 6 –15
17. Галигузова, Л. Н. Дошкольная
Соответствие игровым действиям и правилам проведения эксперимента. Здесь работа педагога заключается в следующем: он направляет внимание детей на выполнение определенной задачи, например, в процессе опыта с магнитом, педагог предоставляет возможность попробовать магнит на бумаге, пластике и так далее, чтобы у детей появилась информация о том, что магнит притягивает только металл [21].
4.Заключительная часть – подведение итога опыта, его окончание рефлексия деятельности [3].
При реализации игр-экспериментов направленных на познание детьми неживой природы, дошкольники обучаются преодолевать трудности в овладении знаниями, в общении.
Важно отметить, что большую роль при реализации таких игр имеет непосредственный контакт с объектами неживой природы.
Итак: в плане познания неживой природы, безусловно, роль экспериментирования, несомненно, велика. Сам же процесс экологического