Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проблема развития детского творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как показывают исследователи детского изобразительного творчества Комарова Т.С.[13], Григорьева Г.Г.[4], Саккулина Н.П.[31], она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.
В процессе рисования совершенствуются все психические функции: представление, зрительное восприятие, мыслительные операции, память, воображение. Особую актуальность приобретает вопрос создания условий развития творческого воображения дошкольников, что и в Федеральном государственном стандарте выделено в качестве одной из основных задач.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..……………… 3
Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования….………. 6
1.1.Теоретическое воображение и его развитие в старшем дошкольном возрасте ……………………………………………………………………………………….. 6
1.2.Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у старших дошкольников …………………………………..….…..18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….. 29
Глава II. Разработка комплекса непрерывной образовательной деятельности для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования ……………………………………………………………………….... 31
2.1 Диагностика творческого воображения у старших дошкольников31
2.2. Комплекс непосредственно образовательной деятельности для развития творческого воображения старших дошкольников ……………...……………....41
2.3. Проверка результатов реализации комплекса занятий по использованию нетрадиционных техник рисования в развитии воображения у старших дошкольников …………………………………………….……………………..…49
Выводы по 2 главе …………………………………………………………….… 56
Заключение ………………………………………………………..…………....... 59
Литература……………………………………………………..…………...…..….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева, Ю. А. Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности. Теоретические аспекты / Ю. А. Беляева, Т. В. Федорова. — непосредственный // Молодой ученый. — 2020.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2009. – 220 с.
3. Григорьева, Г. Г. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. – Москва: Просвещение, 2016. – 253с.
4. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С.568-569.
5. Гуружапов, В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики / В.А. Гуружапов, РИА «Мы и Мир», Москва, 2017. — 105с.
6. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г.Н. Давыдова. – Москва, 2017.–234 с.
7. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – Москва: Айрис-пресс, 2014. – 160с.
8. Дьяченко, О. М. Развиваем воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. – Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 160с.
9. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка /А. В. Запорожец//Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1986.
10. Запорожец, А. В. Воспитание и обучение детей в детском саду / А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – Москва: 2009. – 170с.
Как и в предметной монотипии, лист бумаги скалывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Рисунки из ладошки. Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Техника рисование по «сырому». Необходимы: бумага, кисти круглые и тонкие для подрисовывания деталей, губка, бумажные салфетки, акварельные краски, стаканчик с водой. Бумагу смачиваем губкой или опустив лист в таз с водой. На увлажненную поверхность кисточкой нанести пятна.