Формирование познавательной мотивации младших школьников посредством личностно-ориентированного урока

В курсовой работе проводится анализ номенклатурных документов; анализ основных образовательных программ, рекомендованных к использованию в начальной школе.
Author image
Liza
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.08.2022
Объем файла
326 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества успех прогрессивных преобразований во всех сферах жизни зависит от творческой активности человека, его умения ориентироваться в многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Сложившаяся обстановка ставит перед педагогической наукой и школьной практикой задачу подготовки инициативной личности, стремящейся к самостоятельному поиску вариантов решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач и способной применять полученные знания на практике.
Учебная деятельность имеет ведущий характер в младшем школьном возрасте, результатом которой является знакомство ребенка с человеческой культурой. Разумеется, что формирование учебной мотивации является центральной и самостоятельной задачей обучения в школе, но и не менее важной, чем приобретение школьниками системы знаний, умений и навыков. Формирование учебной мотивации происходит более активно именно в первые годы школьной жизни, а

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРНЫХ ДОКУМЕНТОВ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Анализ национальных документов по теме исследования 6

1.2. Анализ локальных документов по теме исследования в МАОУ «Прогимназия «Центр детства» 8

Выводы по Главе 1 9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11

2.1. Образовательная программа «Школа России» 11

2.2. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» 12

2.3. Образовательная программа «Школа 2100» 13

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 15

3.1. Анализ статей отечественных исследований 15

3.2. Анализ фундаментальных работ по теме исследования 16

Выводы по Главе 3 22

ГЛАВА 4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 24

4.1. Описание организации и проведения опытно-поисковой работы 24

4.2. Сравнительный анализ результатов исследования 33

Выводы по главе 4 38

ГЛАВА 5. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 41

5.1. Методологический аппарат исследования 41

5.2. План работы над курсовым исследованием на 4 курс 44

Выводы по главе 5 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

ПРИЛОЖЕНИЕ  51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной М,: Просвещение, 1984. - 176с.
2. Амирова С.С., Мосолов В.М., Сечина Г.П., Сухорукова Н.И. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. №5.
3. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. - 160с.
4. Бедерханова В. От несвободы к свободному ребенку и педагогу // Народное образование. - 2000. - №4-5.
5. М. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (курс лекций). Ч. 1. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. -319с.
6. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. 1999. - №10.
7. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. - 143с.
8. Выготский JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 93с.
9. . Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1998.-416с.
10. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: «Педагогический поиск», 2000. - 336с.
11. . Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. школа, 1991. - 224с.
12. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996.-№2.
13. Лушников И.Д. Проблемы педагогического управления развитием творческих способностей учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. - №5. - С.42-47. . Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368с.
14. Ошорова Н.Б., Ошорова Г.С. Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся: Учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госун-та, 1999. - 43с.
15. Половникова Н.А. О теоретических основах познавательной с

тельности основана именно на использовании поэтапно повышающих уровень проблемных задач, которые должны удовлетворять требованиям проблемности, осмысленности, последовательности, логичности, доступности, коллективности.
Одной из множества технологий, используемых в педагогической теории и практике и способствующих развитию познавательной самостоятельности, является дидактическая игра. Она позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Анализ влияния игровых технологий на процесс развития познавательной самостоятельности школьников выполнен в работе Т.Г. Рысьевой, в которой автор определяет ряд педагогических условий эффективного использования системы дидактических игр в обучении. Усложнение игровой деятельности за счет постепенного введения новых типов игр (игровые приемы – сюжетные игры – имитационные игры – ролевые игры – деловы