Формирование экспрессивной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных видов деятельности для коммуникации и соответственно для обучения у детей младшего школьного возраста является речь. Немаловажно, что успех в школьном образовании тесно связан с уровнем владения детьми компонентами экспрессивной речи. Общаясь, ребенок проявляет себя индивидуумом и заявляет о себе как о личности. Общение является необходимым условием полноценного психического развития ребенка, его комфортного проживания в обществе. Недоразвитие речи оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка в целом, что усложняет или даже делает невозможным его общение с окружающим.
Дети данной категории испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, в результате чего возникают межличностные конфликты, которые приводят к появлению и развитию неадекватного поведения. Поэтому необходима коррекционная работа по формированию коммуникативной деятельности. Таким образом, наличие проблемных ситуаций в сфере общения у детей с интеллектуальной недостаточ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 8
1.1 Понятие экспрессивной речи и её развитие в онтогенезе 8
1.2. Особенности формирования экспрессивной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 11
1.3. Анализ методов формирования экспрессивной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 27
2.1. Выявление уровня сформированности экспрессивной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 27
2.2 . Методические рекомендации по формированию экспрессивной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боровская И., Лисовская Т. и др. Воспитание и обучение детей на условиях домов-интернатов: пособие для педагогов. Минск: НИО.2007. 2с.
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное/ Т.Г. Визель. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 544 с.: ил. – (Высший курс).
3. Герасимова Л. П. Формирование экспрессивной речи младших школьников с видом на изменение графического знака. Санкт-Петербург: Знание, 2017.
4. Горчакова А.М. Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией [Электронный ресурс]. 2013 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskih-modeley-v-ekspressivnoy-rechi-u-detey-s-alaliey
5. Демидова, Т.В. Особенности формирования экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ. - Калининград: Ширяева А.А., 2018.
6. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос. 2001. 224 с.
7. Левонюк, А.Е. Психолингвистика : учеб.-метод. комплекс / А.Е. Левонюк. – Брест : БрГУ,2019. – 205 с.
3. Петрова В.А., Белякова И. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия. 2002. 160с.
4. Синев В.Н. Психология умственно отсталого ребенка: учебник/В.М. Синев, М.П. Матвеева, А.П. Хохлина. К.: Знание. 2008. 359с.
5. Соботович Е.Ф. Особенности усвоения лексики умственно отсталыми детьми. Дидактические и социально-психологические аспекты коррекционной работы в специальной школе. 2004. К. 5, 304–308с.
6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. 272 с.
7. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо. 2018. – 288 с.
8. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
9. Кистикова Е.В. Уроки развития экспрессивной речи младших школьников. М.: Просвещение, 2018.
10. Комарова С.В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003, № 3. - С. 35-42
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М., 2003. –287с.
12. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических Высших учебных Заведений / Под ред.Л.С. Волковой. – М.: Гуманитарий изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С.572 - 595.
13. Ляпидевський С.С. Невропатология / С.С. Ляпидевський: 2003. – С.160 - 170.
14. Мальцева Т. Ю. Педагогические услови
У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью недостаточно сформирована одна из основных функций речи - ее регуляторная функция. Указания взрослого воспринимаются детьми неточно, и поэтому содержание и последовательность выполняемой ими деятельности далеко не всегда отвечают требованиям. Это, прежде всего, относится к работе по сложным инструкциям, состоящим из нескольких, следующих друг за другом звеньев, а также к заданиям, сформулированным обобщенно. В первом случае школьники забывают предложенную последовательность действий, нарушают и путают ее. Во втором - терпят неудачи из-за того, что не могут в достаточной мере осмыслить задание.
Ученики вплоть до старших классов испытывают затруднения, когда возникает необходимость рассказать о ходе уже выполненной работы. Они не упоминают многих действий или говорят о них самыми общими словами. Но особенно сложным оказывается для них самостоятельное планирование предстоящей деятельности. Отсутствие наглядно-действенных опор, необходимость ориентироваться только на имеющиеся представления делают ответы учеников бедными, непоследовательными, фрагментарными. Такие планы, конечно, не могут служить основой для выполнения определенной работы. (8, с.41-43)
Таким образом, дети с интеллектуальной недостаточностью могут иметь различные нарушения экспрессивной речи, что негативно влияет на развитие мыслительных процессов. Очень важно обогащать