Методика обучения школьников действиям в условиях ЧС природного характера

В дипломной работе изучены формы и методы обучения школьников действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера в рамках программы предмета «Основ безопасности жизнедеятельности», разработана эффективная методика подготовки школьников.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.08.2022
Объем файла
276 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2480 руб.
3100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Человеческая деятельность нарушает равновесие в природной среде. Сейчас, когда резко возросли масштабы использования природных ресурсов, стали очень ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса. Важный профилактический фактор, позволяющий сокращать число природных ЧС – соблюдение природного равновесия.

Все природные катастрофы взаимосвязаны, это землетрясения и цунами, тропические циклоны и наводнения, извержения вулканов и пожары, отравление пастбищ, гибель скота. За последние десять лет 83 % всех бедствий, вызванных опасными природными явлениями, были вызваны экстремальными погодными и климатическими явлениями, такими как наводнения, ураганы и экстремальная жара. Число климатических и погодных катастроф увеличивалось с 1960-х и выросло почти на 35 % с 1990-х. Процент климатических и природных катастроф за это время также значительно вырос, составив 76 % от общего числа катастроф в 2000-х до 83 % в 2010-х. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……..…3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА …………………………………………………………………….7
1.1. Нормативная - правовая база обеспечения безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера……………………...…………7
1.2. Федеральный образовательный стандарт………………………….……...14
1.3. Анализ рекомендуемых программ для изучения предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» ……………………………….....................20
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»…..26
2.1. Анализ форм и методов обучения школьников действия в условиях чрезвычайной ситуаций природного характера на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» …………………………………….............26
2.2. Разработка методики обучения правильного поведения школьников действиям в условиях чрезвычайной ситуаций природного характера на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» …………………………...30
2.3. Анализ эффективности предлагаемой методики обучения по предмету «Основ безопасности жизнедеятельности», направленная на обучение школьников действий в условиях чрезвычайной ситуаций природного характера………………………………………………….……………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Глазатова Т.С "Влияние процессов глобализации на развитие права в современном мире" / Вестник ТГУ, выпуск 11 (79), 2009  - 412 - 413 с.

2. Глебов Г.И., Милаева О.В. Современные международные отношения: учеб. пособие / Глебов Г.И., Милаева О.В.- Пенза: Изд. Пенз.гос. ун-та, 2010 - 55 с.

3. Дмитриев Ю.А., Головистикова А.Н., Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 522 с.

4. Матузов Н.М, А.В. Малько / Юристъ, 2004 / "Теория государства и права: учебник" - 22 с.

5. Морозова Л.А / Теория государства и права - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. - 102 с.

6. Пашенцев Д.А. "Влияние глобализации на развитие правовой системы России" / /Материалы секционных заседаний и дискуссий XV Международных Лихачевских научных чтений / Секция 4. Национальное право в условиях глобализации - 547 c.  - Режим доступа: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2015_Sbornik/2015_Dokladi/2015_sec4_020.pdf

7. Рассказов Л.П. Юристъ-Правоведъ. 2014. № 2 (63). С. 14-17.

8. Чистяков Н.М. Теория государства и права : учебное пособие : КНОРУС, 2010. - 211 с.

1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов вузов / Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы / С.Э. Некляев. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 240 с. 

2. Артемова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л.К. Артемова // Школьные технологии. – 2013. – № 4. – С. 22-32. 

3. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / А.В. Баринов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 496 с. 

4. Безопасность жизнедеятельности: практикум / Р.И. Айзман [и др.]; ред.: Р.И. Айзман, С.В. Петров. – Новосибирск; М.: Арта, 2013. – 288 с. 

5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 10; 2003. № 2.

6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; Высшая школа - Москва, 2007. - 592 c.

7. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 496 с. 

8. Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация / А.П. Зайцев - М.: Военные знания, 2003. - 84 с.

9. Источник: https://platnye-oprosi.ru/anketirovanie

10. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – М.: Юрайт, 2012. – 456 с. 

11. Керимшеева, О.А. Этнопедагогика и культура безопасности: учебное пособие для студентов вузов / О.А. Керимшеева, Н.Г. Иглина. – Новосибирск; М.: Арта, 2014. – 184 с. 

12. Корепанова, М.В. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец. – М.: Академия, 2014. – 240 с. 

13. Кочетков, С.И. Основы пожарной безопасности в образовательных учреждениях: учеб. Пособие / С.И. Кочетков. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 254 с. – (Серия «Безопасность жизнедеятельности»). 

14. Лисин А.Ф. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера для учебного процесса / А.Ф. Лисин, С.А. Лисин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - № 7. - С. 48-53.

15. Малов-Гра, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику / под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: «Астрель», 2011. – 48 с. 

16. Малов-Гра, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Рабочая тетрадь к учебнику / под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: «Астрель», 2011. – 50 с. 

17. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: учеб. для вузов / В.Н. Мошкин. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 318 с. 

18. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных ситуациях / С.Э. Некляев. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 240 с. 

19. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы / С.Э. Некляев. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 240 с. 

20. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения: учебное пособие / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2013. – 192 с. 

21. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса, под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Издательство «Астрель», 2011. – 147 с. 

22. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса / под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Издательство «Астрель», 2011. – 134 с.  

23. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с. 

24. Петров, С.В. Безопасность образовательного учреждения: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров, Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – Новосибирск; М.: Арта, 2011. – 271 с. 

25. Петров, С.В. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров, А.С. Петрова. – Новосибирск; М.: Арта, 2011. – 287 с. 

26. Письмо от 30 августа 2005 г. № 03-1572: Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. URL: http://www.soschildren.ru/zakon/pismoministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rf-obobespechenii-bezopasnosti-vobrazovatelnyih-uchrezhdeniyah.html(дата обращения: 03.11.2021). 

27. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 574 с. 

28. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 

29. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

30. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

31. В.Н. Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 – 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К Миронов, С.Н. Вангородский: – М.:Дрофа, 2012-2014;

32. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса / А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2011. – 130 с. 

33. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса / А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2011. – 130 с. 

34. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12 «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации на период до 2030года». 

35. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. – М.: «Вентана-Граф», 2011. – 134 с. 

36. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: региональный опыт: учебно-методическое пособие / И.А. Армеева. – Вологда: Вологодский институт развития образования, 2014. – 180 с.

37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

38. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 

39. Федеральный конституционный закон от 16 мая 2001 г. № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении».

40. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998г. № 28 с последними изменениями от 11 июня 2021г.

Большое значение для развития познавательной деятельности школьников имеет использование различных методов: измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др. Использование этих методов способствует повышению образовательного уровня обучающихся, поиску и выделению важных функциональных связей между частями целого, развитию навыков деления процесса на этапы, выявлению типичных причинно – следственных связей.

Использование этих методов, помимо прочего, способствует развитию у обучающихся навыков решения ситуационных задач на основе заложенных параметров, а также использованию такого подхода к решению задач, который не предполагает стандартного решения, использования какого - либо алгоритма. Кроме того, благодаря использованию этих методов у учащихся развивается умение сопоставлять, классифицировать и сравнивать объекты по одному или нескольким предложенным критериям и признакам.

Не менее важным в образовательной деятельности является использование педагогом лабораторных и практических работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение различного рода экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений искать оригинальные решения проблемы.