Методика обучения школьников действиям в условиях ЧС природного характера
ВВЕДЕНИЕ
Человеческая деятельность нарушает равновесие в природной среде. Сейчас, когда резко возросли масштабы использования природных ресурсов, стали очень ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса. Важный профилактический фактор, позволяющий сокращать число природных ЧС – соблюдение природного равновесия.
Все природные катастрофы взаимосвязаны, это землетрясения и цунами, тропические циклоны и наводнения, извержения вулканов и пожары, отравление пастбищ, гибель скота. За последние десять лет 83 % всех бедствий, вызванных опасными природными явлениями, были вызваны экстремальными погодными и климатическими явлениями, такими как наводнения, ураганы и экстремальная жара. Число климатических и погодных катастроф увеличивалось с 1960-х и выросло почти на 35 % с 1990-х. Процент климатических и природных катастроф за это время также значительно вырос, составив 76 % от общего числа катастроф в 2000-х до 83 % в 2010-х.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……..…3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА …………………………………………………………………….7
1.1. Нормативная - правовая база обеспечения безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера……………………...…………7
1.2. Федеральный образовательный стандарт………………………….……...14
1.3. Анализ рекомендуемых программ для изучения предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» ……………………………….....................20
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»…..26
2.1. Анализ форм и методов обучения школьников действия в условиях чрезвычайной ситуаций природного характера на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» …………………………………….............26
2.2. Разработка методики обучения правильного поведения школьников действиям в условиях чрезвычайной ситуаций природного характера на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» …………………………...30
2.3. Анализ эффективности предлагаемой методики обучения по предмету «Основ безопасности жизнедеятельности», направленная на обучение школьников действий в условиях чрезвычайной ситуаций природного характера………………………………………………….……………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Глазатова Т.С "Влияние процессов глобализации на развитие права в современном мире" / Вестник ТГУ, выпуск 11 (79), 2009 - 412 - 413 с.
2. Глебов Г.И., Милаева О.В. Современные международные отношения: учеб. пособие / Глебов Г.И., Милаева О.В.- Пенза: Изд. Пенз.гос. ун-та, 2010 - 55 с.
3. Дмитриев Ю.А., Головистикова А.Н., Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 522 с.
4. Матузов Н.М, А.В. Малько / Юристъ, 2004 / "Теория государства и права: учебник" - 22 с.
5. Морозова Л.А / Теория государства и права - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. - 102 с.
6. Пашенцев Д.А. "Влияние глобализации на развитие правовой системы России" / /Материалы секционных заседаний и дискуссий XV Международных Лихачевских научных чтений / Секция 4. Национальное право в условиях глобализации - 547 c. - Режим доступа: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2015_Sbornik/2015_Dokladi/2015_sec4_020.pdf
7. Рассказов Л.П. Юристъ-Правоведъ. 2014. № 2 (63). С. 14-17.
8. Чистяков Н.М. Теория государства и права : учебное пособие : КНОРУС, 2010. - 211 с.
1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов вузов / Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы / С.Э. Некляев. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 240 с.
2. Артемова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л.К. Артемова // Школьные технологии. – 2013. – № 4. – С. 22-32.
3. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / А.В. Баринов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 496 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: практикум / Р.И. Айзман [и др.]; ред.: Р.И. Айзман, С.В. Петров. – Новосибирск; М.: Арта, 2013. – 288 с.
5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 10; 2003. № 2.
6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; Высшая школа - Москва, 2007. - 592 c.
7. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 496 с.
8. Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация / А.П. Зайцев - М.: Военные знания, 2003. - 84 с.
9. Источник: https://platnye-oprosi.ru/anketirovanie
10. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – М.: Юрайт, 2012. – 456 с.
11. Керимшеева, О.А. Этнопедагогика и культура безопасности: учебное пособие для студентов вузов / О.А. Керимшеева, Н.Г. Иглина. – Новосибирск; М.: Арта, 2014. – 184 с.
12. Корепанова, М.В. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
13. Кочетков, С.И. Основы пожарной безопасности в образовательных учреждениях: учеб. Пособие / С.И. Кочетков. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 254 с. – (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).
14. Лисин А.Ф. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера для учебного процесса / А.Ф. Лисин, С.А. Лисин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - № 7. - С. 48-53.
15. Малов-Гра, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику / под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: «Астрель», 2011. – 48 с.
16. Малов-Гра, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Рабочая тетрадь к учебнику / под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: «Астрель», 2011. – 50 с.
17. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: учеб. для вузов / В.Н. Мошкин. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 318 с.
18. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных ситуациях / С.Э. Некляев. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 240 с.
19. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы / С.Э. Некляев. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 240 с.
20. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения: учебное пособие / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2013. – 192 с.
21. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса, под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Издательство «Астрель», 2011. – 147 с.
22. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса / под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Издательство «Астрель», 2011. – 134 с.
23. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
24. Петров, С.В. Безопасность образовательного учреждения: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров, Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – Новосибирск; М.: Арта, 2011. – 271 с.
25. Петров, С.В. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров, А.С. Петрова. – Новосибирск; М.: Арта, 2011. – 287 с.
26. Письмо от 30 августа 2005 г. № 03-1572: Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. URL: http://www.soschildren.ru/zakon/pismoministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rf-obobespechenii-bezopasnosti-vobrazovatelnyih-uchrezhdeniyah.html(дата обращения: 03.11.2021).
27. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 574 с.
28. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
29. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
30. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
31. В.Н. Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5 – 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К Миронов, С.Н. Вангородский: – М.:Дрофа, 2012-2014;
32. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса / А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2011. – 130 с.
33. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса / А.Т. Смирнов. – М.: Просвещение, 2011. – 130 с.
34. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12 «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации на период до 2030года».
35. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. – М.: «Вентана-Граф», 2011. – 134 с.
36. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: региональный опыт: учебно-методическое пособие / И.А. Армеева. – Вологда: Вологодский институт развития образования, 2014. – 180 с.
37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
38. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
39. Федеральный конституционный закон от 16 мая 2001 г. № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении».
40. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998г. № 28 с последними изменениями от 11 июня 2021г.
Большое значение для развития познавательной деятельности школьников имеет использование различных методов: измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др. Использование этих методов способствует повышению образовательного уровня обучающихся, поиску и выделению важных функциональных связей между частями целого, развитию навыков деления процесса на этапы, выявлению типичных причинно – следственных связей.
Использование этих методов, помимо прочего, способствует развитию у обучающихся навыков решения ситуационных задач на основе заложенных параметров, а также использованию такого подхода к решению задач, который не предполагает стандартного решения, использования какого - либо алгоритма. Кроме того, благодаря использованию этих методов у учащихся развивается умение сопоставлять, классифицировать и сравнивать объекты по одному или нескольким предложенным критериям и признакам.
Не менее важным в образовательной деятельности является использование педагогом лабораторных и практических работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение различного рода экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений искать оригинальные решения проблемы.