Изучение ценностных ориентаций современных подростков, проживающих в городской и сельской местности
Введение
Актуальность темы исследования – исследование ценностей современных подростков обосновываются многими моментами. Во-первых, в современном российском обществе среди подростков, требуется более глубокого изучения позиции молодого поколения, в деталях, изучения ценностей, мотивов, которые лежат в основе их поведенческой активности. Во-вторых, в любом историческом периоде подростки выступают в качестве движущей силы развития общества в целом, то же самое мы можем сказать и о нынешних подростках.
Актуальность решения проблемы ценностных ориентаций развивающейся личности находит свое отражение в нормативно-правовых актах федерального значения. Законодательные инициативы (Закон РФ «Об образовании», президентская программа «Дети России», «Концепция модернизации российского образования») и актуальное социально-политическое состояние современной России подтверждают важность развития у современных подростков здоровой системы ценностных ориентаций, которая направлена на приобщение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………...………. 3
Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций современных подростков, проживающих в городской и сельской местности.......................................................................................................... 7
1.1. Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологической науке………………………………………………... 7
1.2. Исследование ценностных ориентаций современных подростков… 14
1.3. Характеристика ценностных ориентаций современных подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации……………………………………………………...…..…. 21
Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций современных подростков, проживающих в городской и сельской местности …………………………………………………………………..… 30
2.1. Организация и методы исследования ……………………………….. 30
2.2. Анализ и интерпретация результата исследования ценностных ориентаций современных подростков, проживающих в городской и сельской местности…………………………………...…………..….... 35
2.3. Рекомендации по формированию ценностных ориентаций современных подростков, проживающих в городской и сельской местности……………………………………………………………….. 45
Заключение……………………………………………………….…………... 50
Список использованных источников………………………………..……… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. - Изд. испр. и перераб. - Москва : Прометей, 2018. - 705 с. – ISBN 978-5-906879-68-4.
Александровой Ю.В. Учебник по возрастной психологии Юнита 3. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей Разработано канд.психол. наук / Ю. В. Александрова. - М.: Современный гуманитарный университет, 2007. - 66 с. – ISBN 978-5-9270-0170-5.
Белоусова А. К. Возрастная психология : учеб. для вузов / [и др.] ; ред. А.К. Белоусова. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 591 с. - (Высшее образование). - Рек.УМО ЮРРб. – ISBN 978-5-222-18787-6.
Белоусова А. К. Возрастная психология: учебник/ под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 591 с. : ил. - (Высшее образование). - 2000 экз. – ISBN 978-5-222-18787-6.
Белоусова Н. С., Н. А. Юдин. Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи [Электронный ресурс] : монография / Н. С. Белоусова, Н. А. Юдина ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – ISBN 978-5-7186-0963-9Васильченко М. В. Психология личности и группы : учеб. пособие / М. В. Васильченко [и др.] ; ДГТУ; под ред С.Н. Яременко. - Ростов н/Д : ИЦ ДГТУ, 2011. - 173 с. – ISBN 978-5-7890-06-52-8.
Горькая Ж. В. Психология ценностей: учебное пособие / Ж. В. Горькая. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014 – 92 с. – УДК 159.9.Гребень Н.Ф. Психологические тесты для психологов, педагогов, кадровиков/ сост. Н.Ф. Гребень. - Минск : Современная школа, 2011. - 480 с. - (Эффективная психология). – ISBN 978-985-539-100-6
Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста. /Донцов Д.А., Донцова М.В.– Образовательные технологии. – 2013. – №2. – 34–42 с. – УДК 159.923.
Ефимова О. И., Ощепков А. А. Социально- психологические исследования социальных установок и ценностных ориентаций развитие нормативных и девиантн
Изучением процесса становления личности подростков занималась М. Клее, она выделила три основные задачи психологического развития в этом возрасте: во-первых, старший школьник должен осознавать временную протяженность собственного Я (знать прошлое и делать проекцию себя в будущее), во-вторых, должен выделять себя среди других, осознавать себя как уникальную личность, не идентифицировать себя с окружающими и даже родителями, и, наконец, в-третьих, осуществлять систему выборов, которая обеспечивает цельность личности.
Ценностные ориентации формируются в процессе социализации и взаимодействия с окружающей средой, включая семью, образовательные учреждения, религиозные и культурные институты, средства массовой информации и другие социальные факторы. Они могут изменяться в течение жизни человека под влиянием опыта, образования, изменений социальной среды и личностного развития.
Изучение ценностных ориентаций современных подростков включает и