Интеллект-карты как средство обобщения и систематизации знаний учащихся 7-9 классов при обучении математике
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами необходимо увеличить объем и роль самостоятельной деятельности всех учащихся, а также широко использовать активные методы обучения (АМО).
На сегодняшний день обучающиеся должны обладать навыками самостоятельного приобретения новых знаний и их применения в практических задачах, то есть учащиеся должны уметь взаимодействовать с информацией, а именно: отбирать, анализировать, обобщать, группировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, а также критически мыслить и находить рациональные решения проблем.
Современные АМО представляют собой методы, направленные на активизацию мышления всех обучаемых, которые характеризуются высокой степенью интерактивности, мотивации и адекватного восприятия учебного материала.
Оглавление
1.1. Интеллект-карты как эффективный метод визуализации учебного материала. 5
1.2. Технология построения интеллект-карт. 15
1.3. Особенности применения интеллект-карт в образовательном процессе 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 7-9 КЛАССАХ.. 30
2.1. Методические рекомендации по применению интеллект-карт в обучении математике. 30
Не найдено
Интеллект-карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.
Центральный образ – одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, являющихся основой для построения ментальных карт. Центральный образ должен быть для обучающихся самым ярким объектом, так как будет являться центром внимания, основной целью создания интеллект-карты.
Таким образом, интеллект-карта выступает и как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала, и как средство представления тех действий и операций, которые должны быть выполнены и освоены учащимися при выявлении этих объектов и закономерностей.
Отличительными особенностями метода интеллект-карт являются:
- визуализация структуры и образности излагаемой информации;
- привлекательность;
- активное использование цвета и многомерных объектов;
- концентрация внимания на важных объектах;
- графическое представление информации;
- наличие элементов творчества.
Критериями интеллект-карты является наличие в ней:
- центрального образа, соответствующего теме интеллект-карты;
- чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых понятий − главных ветвей;
- информации, раскрывающей содержание ключевых понятий (ответвления второго, третьего уровня и т.д. );
- связей между элементами структуры [8, с. 207].
Интеллект-карты можно использовать на разных этапах урока:
- изучении нового материала,
- закреплении изученного материала,
- обобщении знаний;
а также при:
- написании доклада, научно-исследовательской работы,
- подготовки проекта, презентации,
- конспектировании,
- аннотировании [1, с. 311].
При составлении плана урока вместо технологической карты можно использовать ментальную карту. Данный способ удобен для учителя тем, что он не содержит лишней информации, и по нему можно разбить тему на уроки, выделить опорные моменты, возможные затруднения учащихся. Также педагог может вставить в нее номера заданий, тем самым ввести дифференцированное распределение заданий для учащихся с разным уровнем знаний по теме. При дальнейшем изучении темы данная карта поможет вспомнить пройденный материал и на основании этого наметить план изучения последующей информации, связанной с текущей темой. При достаточном введении интеллект-карт в процесс обучения, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ для учащихся и учителя будет сильно облегчена.