Применение опорного конспекта В. Ф. Шаталова на уроке истории у 8 класса
Введение
Актуальность темы. Сейчас, как и много лет назад, перед педагогами стоят задачи: дать детям не только знания в пределах школьной программы, но и научить детей мыслить, выражать свою мысль; помочь развиться разносторонне интересующейся личности, не стать узконаправленным индивидуумом, так сказать научить человека не быть только «физиком» или «лириком»: Для этого должен быть изменен способ обучения. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Процесс усвоения знаний состоит из разных этапов. Методы обучения в современной школе призваны руководить формированием этих этапов и переходами от одного к другому.Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
I. Теоретико-методологические основы организации составления и использования опорных конспектов…………….6
1.1.Понятие и назначение опорного конспекта В. Ф. Шаталова. Особенности работы с опорными конспектами на уроке истории……………….6
1.2 Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов………………………………………………………………………..11
II. Методика применения опорных схем-конспектов в обучении истории…………………………………………………………………………..16
2.1. Методика работы с использованием опорных конспектов………..16
2.2 Урок в 8-м классе с использованием опорного конспекта «Реформы Петра I» ………………………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………..….31
Источники и литературы……………………………………………………...34
Приложения
1. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1990. – 125.с – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001598446 Дата обращения (28.11.22).
2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.– URL:http://padaread.com/?book=183990&pg=3. Дата обращения (28.11.22).
3. Гуревич А.Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.: Владос-пресс, 1999. 198 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. М.: АйрисПресс, 2008. 256 с. – URL: http://www.alleng.ru/d/ped/ped009.htm Дата обращения (01.12.22).
5. Кулакова Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8. - С. 31-33.
6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 2008. 288 с. – URL: http://lib.znate.ru/docs/index-166561.html Дата обращения (01.12.22).
7. Лопуга, В.Ф. Применение интеллект-карт в образовательном процессе / В.Ф. Лопуга // Педагогическое образование на Алтае. – 2012. – № 1. – С. 121– 126. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21578877 Дата обращения (01.12.22).
8. Мурзаев,В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории : Пособие для учителей / В.С. Мурзаев. – Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1946. – 116 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005845997 Дата обращения (10.12.22)
9. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. №8. - С. 45-47.
Первый вопрос учитель сначала рассказывает подробно, сопровождая рассказ показом картины или исторической карты. Затем этот же вопрос излагается повторно, но теперь учитель не останавливается на деталях. Его задача в данный момент - указать на основные причинно-следственные связи. Опорный конспект может висеть на доске, или, если позволяют средства, лежать в распечатанном виде на партах у каждого ученика. Однако мы полагаем, что лучше всего, когда он рождается на глазах у учеников, при непосредственном их участии, так как в таком случае учащиеся активно включаются в творческий процесс. В этом случае учитель имеет возможность иллюстрировать основные идеи опорного конспекта и подробно разъяснять трудные моменты, совершить воображаемое путешествие или рассмотреть фрагменты реальных исторических документов. Особо отметим следующий момент: «опорные конспекты, применяемые на уроках истории, отражают минимум знаний, который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать опорный конспект — общее требование для всех учащихся» [1]. При этом, можно организовать соревнование: кто быстрее и полнее расшифрует текст. На этом этапе ученики учатся составлять и использовать опорные конспекты, работая по памятке. При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символически-словесные (буквы, слоги, цифры и знаки сложения, вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).