Применение опорного конспекта В. Ф. Шаталова на уроке истории у 8 класса

Скачать курсовую работу на тему: Применение опорного конспекта В. Ф. Шаталова на уроке истории у 8 класса. В которой исследованы основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов на уроках истории. Изучены методики применения опорных конспектов на уроках истории.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.04.2025
Объем файла
103 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность темы. Сейчас, как и много лет назад, перед педагогами стоят задачи: дать детям не только знания в пределах школьной программы, но и научить детей мыслить, выражать свою мысль; помочь развиться разносторонне интересующейся личности, не стать узконаправленным индивидуумом, так сказать научить человека не быть только «физиком» или «лириком»: Для этого должен быть изменен способ обучения. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Процесс усвоения знаний состоит из разных этапов. Методы обучения в современной школе призваны руководить формированием этих этапов и переходами от одного к другому.Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.

Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
I. Теоретико-методологические основы организации составления и использования опорных конспектов…………….6
1.1.Понятие и назначение опорного конспекта В. Ф. Шаталова. Особенности работы с опорными конспектами на уроке истории……………….6
1.2 Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов………………………………………………………………………..11
II. Методика применения опорных схем-конспектов в обучении истории…………………………………………………………………………..16
2.1. Методика работы с использованием опорных конспектов………..16
2.2 Урок в 8-м классе с использованием опорного конспекта «Реформы Петра I» ………………………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………..….31
Источники и литературы……………………………………………………...34
Приложения

1. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1990. – 125.с – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001598446 Дата обращения (28.11.22).
2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.– URL:http://padaread.com/?book=183990&pg=3. Дата обращения (28.11.22).
3. Гуревич А.Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.: Владос-пресс, 1999. 198 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. М.: АйрисПресс, 2008. 256 с. – URL: http://www.alleng.ru/d/ped/ped009.htm Дата обращения (01.12.22).
5. Кулакова Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8. - С. 31-33.
6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 2008. 288 с. – URL: http://lib.znate.ru/docs/index-166561.html Дата обращения (01.12.22).
7. Лопуга, В.Ф. Применение интеллект-карт в образовательном процессе / В.Ф. Лопуга // Педагогическое образование на Алтае. – 2012. – № 1. – С. 121– 126. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21578877 Дата обращения (01.12.22).
8. Мурзаев,В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории : Пособие для учителей / В.С. Мурзаев. – Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1946. – 116 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005845997 Дата обращения (10.12.22)
9. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. №8. - С. 45-47.

Первый вопрос учитель сначала рассказывает подробно, сопровождая рассказ показом картины или исторической карты. Затем этот же вопрос излагается повторно, но теперь учитель не останавливается на деталях. Его задача в данный момент - указать на основные причинно-следственные связи. Опорный конспект может висеть на доске, или, если позволяют средства, лежать в распечатанном виде на партах у каждого ученика. Однако мы полагаем, что лучше всего, когда он рождается на глазах у учеников, при непосредственном их участии, так как в таком случае учащиеся активно включаются в творческий процесс. В этом случае учитель имеет возможность иллюстрировать основные идеи опорного конспекта и подробно разъяснять трудные моменты, совершить воображаемое путешествие или рассмотреть фрагменты реальных исторических документов. Особо отметим следующий момент: «опорные конспекты, применяемые на уроках истории, отражают минимум знаний, который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать опорный конспект — общее требование для всех учащихся» [1]. При этом, можно организовать соревнование: кто быстрее и полнее расшифрует текст. На этом этапе ученики учатся составлять и использовать опорные конспекты, работая по памятке. При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символически-словесные (буквы, слоги, цифры и знаки сложения, вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).