Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативность является важным условием жизнедеятельности человека. Благодаря высокому уровню развития коммуникативных навыков человек способен успешно адаптироваться в социальной среде. Поэтому овладению коммуникативными умениями необходимо способствовать с самого раннего детства.Потребность в общении сопровождает человека с первых месяцев жизни. Данная потребность постоянно развивается, претерпевая качественные изменения от простого контакта к глубокому личностному общению.Благодаря общению развивается сознание человека и сложные психические процессы. Комфортное существование ребенка в социуме возможно только благодаря общению с окружающими людьми. Так ребенок получает возможность познать окружающий мир, людей и самого себя.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………….6
1.1. Понятие универсальные учебные действия и предпосылки их развития у детей старшего дошкольного возраста…………………………….6
1.2. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….16
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.18
2.1. Диагностика коммуникативной стороны общения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………18
2.2. Методические рекомендации по созданию условий учебно-воспитательного процесса, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………...24
Выводы по главе 2………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6–10 лет «Я и мы»: программа. – Спб., 2013.
Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – 35-40 с.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. — М.: Просвещение , 2013. — 151с.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальныеучебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2014.
Бабаева, Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 280с.
Божович , Л.И. Личность и ее формирование / Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 2012. — 372 с.
Буре Р.С. Формирование у детей компонентов учебной деятельности в процессе ручного труда // Воспитатель. 2011. № 9, с.70-75.
Вдовина Н.А., Винокурова А.О. Коммуникативные навыки старших дошкольников / в сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. 2016. С. 136-142.
Веракса, Н.У. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса – М.: Мозаика – синтез, 2014. –368 с.
Ворошинина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей шестого года жизни // Воспитатель. 2011. № 5, с. 73-76.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Академия, 1999.
Гносеологические основы образования: материалы V Международной конференции, посвящённой памяти профессора С.П. Баранова : сборник научных трудов / под редакцией А. Ж. Овчинникова, Л. З. Цветанова-Чурукова. — Липецк : Липецкий ГПУ, 2020.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1984.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, в связи с чем перед дошкольным учреждением встают задачи не только наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей дошкольного возраста, но и задачи адаптации детей – обеспечения безболезненного перехода в школу. Требования ФГОС - к результатам освоения Программы, реализуемой в дошкольном учреждении определяются в виде целевых ориентиров дошкольного образования , и подразумевают социальные нормативы, отраженные через призму возрастных характеристик, вероятных достижений воспитанника на ступени завершения программы дошкольного образования. Эти целевые ориентиры на ступени окончания дошкольного образования являются ориентирами для педагогов и родителей.Следует помнить, что специфические особенности развития ребенка, характерные для конкретного ребенка, а также специальные системные характеристики дошкольного образования, предполагающие необязательный характер ее усвоения, отсутствие четких требований к уровню ее усвоения и результату не позволяют требовать от дошкольника конкретных образовательных достижений. Целевые ориентиры Программы дошкольного учреждения обеспечивают условия преемственности дошкольного и начального общего образования и, следовательно, могут способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, так как при обучении в школе от него потребуется готовность к новому виду деятельности – учебной.