Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении решению арифметических задач

В дипломной работе раскрыты теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий, определены особенности и структура регулятивных универсальных действий, охарактеризовано их влияние на учебную деятельность младших школьников.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.08.2022
Объем файла
281 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации за последние годы произошло много изменений, а именно изменения в системе научных знаний, усложнение содержания учебного материала школьного образования с отсутствием необходимой заинтересованности и внимания к проблеме развития учебного процесса. Все эти изменения приводят к несформированности у обучающихся умения учиться

Перед современной школой встал и  остается важным вопрос эффективного и самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, в том числе и умение, учиться. Возможности для решения данного вопроса даёт освоение универсальных учебных действий у обучающихся.

По этой причине в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения прописаны не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..…………………5
Сущность и содержание понятия «универсальные учебные действия»…………………………………………………………………………5
Проблема формирования учебных действий целеполагания, планирования и прогнозирования в современной теории и практике начального образования………………………………………………………...
Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников….………………………………….……..…..13
Выводы по первой главе…………………………….…………………….23
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ…………………..……………………………..…………………...25
2.1 Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста……………..…………………….…………...............................................25
2.2 Педагогические средства и методы формирования регулятивных универсальных учебных действий при обучении решению арифметических задач………………………………………………………………………….....32
Выводы по второй главе…………………………………………………..37
Заключение ………………………………………………………….……..38
Литература …………………………………………………………………40

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

2.  Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. / Ш.А. Амонашвили – М.: Знание, 1980. – 96с. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» №10)

3.  Ансимова, Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников. Автореф. дисс. … доктора психол. наук. / Н.П. Ансимова. – М., 2007. – 51 с.

4.  Ансимова, Н.П., Балуева, Е.Б., Крылова, С.С., Крайнова, Т.М., Фалина, А.Н. Оценка метапредметных результатов обучающихся 1 и 2 классов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. - №2. – Том 2 (Психолого-педагогические науки) – с. 71–77.

5. Артюхова, И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / Ирина Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с. - / Библиотека «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Выпуск 21.

6. Байбородова, Л.В. Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – с. 3-7.

7.  Байбородова, Л.В., Рожков, М.И. и др. Классному руководителю: учебное пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 280

8.  Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск». – 2003. - 256с.

9.  Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / В.П. Беспалько // Школьные технологии. -2006. - №2. - с.138-150.

10. Бурухина, А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста / А.Ф. Бурухина // Начальная школа до и после. – 2012. - №4. – с. 75-78.

11.  Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой. – 2012. - №5. – с.33–40.

12. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. / А.Б. Воронцов. – М.: Рассказовъ, 2002. – 303с.

13. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2001. – 236с.

14.  Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

 15.  Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544с.

16.  Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения. / В.В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 1995. – 144c.

17. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность? / В.В. Давыдов // Начальная школа – 1999. - №7. – с. 12-19.

18.  Давыдов, В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) / В.В. Давыдов // Вестник: Международная ассоциация «Развивающее образование» - 2000. - №7. – с.5-17.

19.  Деменева, Н.Н. Формирование универсального учебного действия прогнозирования на уроках математики / Н.Н. Деменева // Начальная школа – 2013. - №9. – с. 52-55

20.  Егорова, Ю.А. Проблема целеполагания в учебной деятельности и подходы к ее решению / Ю.А. Егорова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - №5. – с. 77 – 79.

21.  Захарова, А.В., Андрущенко, Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 1980. - №4. - С.90-99.

22.  Захарова, А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова., И. Ломпшера, А.К. Марковой; Научн.

исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Научн. исслед. ист-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. – М.:. Педагогика, 1982. – с.107-113.

23.  Захарова, А.В., Боцманова, М.Э. Особенности рефлексии как психологическое новообразование в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова., И. Ломпшера, А.К. Марковой; Научн. исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Научн. исслед. ист-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. – М.:. Педагогика, 1982. – с.152-163.

24.  Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – с.384.

25.  Ильясов, И.И. Структура процесса учения. / И.И. Ильясов. – М.: Изд-во Моск. университета, 1986. - с.199.

26.  Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А. Володарский и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2010. – 152с.

27.  Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 584с.

28. Коцовская, Е.М. Проектирование и реализация целей обучения учащихся стереометрии в условиях внутренней дифференциации: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02.

29. Кузнецова, О.В., Дудырева, Н.В. Формирование УУД в ходе внеурочной деятельности: из опыта работы / О.В. Кузнецова, Н.В. Дудырева // Региональная информационно-методическая газета «Начальное общее образование». – 2011. – №4-5 – с.4.

30 .Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

31. Логвинова, О.Н. Развитие функции целеполагания в процессе самоорганизации учебной деятельности школьников / О.Н. Логвинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2011. - №2. - с. 35-41.

32. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебн. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 392с.

33. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура, функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 1998. – 192 с.

34. Немкина Е.С. Арифметическая задача как средство социализации младших школьников // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: Материалы всероссийской конференции с международным участием (Белгород, 26–27 ноября 2015 г.). Белгород, 2015.

35. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1./ [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

36. Психологические механизмы целеобразования. Отв. ред. О.К. Тихомиров. Академия наук СССР. Институт психологии. – М.: Наука, 1997. –258c.

37. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. // Серия «Новые образовательные стандарты». – 2-е изд. – М., Вита-Пресс, 2011. – 192 с.

38. Репкин, В.В. Начальный этап обучения русскому языку в средней школе / В.В. Репкин. – Томск: Пеленг,1997.

39.Репкина, Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Рекина, Е.В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993. - 61с.

40. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. – М.: НИИ Школьных технологий, 2005. - 192с.

41. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1988. – 175с.

42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:. Просвещение, 2010. – 31с.

43. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский дом «Академия», 2006. – 240с.

44. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно-методическое пособие. – Вологда: Департамент образования Вологод. обл., ВИРО, 2013. – 127с.

45. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг,1993.

46. Цукерман, Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка: Комментарии к видеозаписям уроков. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 76с.

47. Цукерман, Г.А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе): автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М.,1980..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/disers/ZFu-1980/ZGA-a-017.htm]

48.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224с.

49.Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Педагогический родник. – 2008. – №6. – с.6-8.

При определении регулятивных универсальных действий мы опирались на работу А.Г. Асмолова, где автор подчеркивает, что «регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  •     целеполагание как постановка цели учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  •     планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его современных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

– оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий» [26, 29].