Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении решению арифметических задач
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации за последние годы произошло много изменений, а именно изменения в системе научных знаний, усложнение содержания учебного материала школьного образования с отсутствием необходимой заинтересованности и внимания к проблеме развития учебного процесса. Все эти изменения приводят к несформированности у обучающихся умения учиться
Перед современной школой встал и остается важным вопрос эффективного и самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, в том числе и умение, учиться. Возможности для решения данного вопроса даёт освоение универсальных учебных действий у обучающихся.
По этой причине в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения прописаны не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..…………………5
Сущность и содержание понятия «универсальные учебные действия»…………………………………………………………………………5
Проблема формирования учебных действий целеполагания, планирования и прогнозирования в современной теории и практике начального образования………………………………………………………...
Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников….………………………………….……..…..13
Выводы по первой главе…………………………….…………………….23
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ…………………..……………………………..…………………...25
2.1 Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста……………..…………………….…………...............................................25
2.2 Педагогические средства и методы формирования регулятивных универсальных учебных действий при обучении решению арифметических задач………………………………………………………………………….....32
Выводы по второй главе…………………………………………………..37
Заключение ………………………………………………………….……..38
Литература …………………………………………………………………40
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. / Ш.А. Амонашвили – М.: Знание, 1980. – 96с. – (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» №10)
3. Ансимова, Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников. Автореф. дисс. … доктора психол. наук. / Н.П. Ансимова. – М., 2007. – 51 с.
4. Ансимова, Н.П., Балуева, Е.Б., Крылова, С.С., Крайнова, Т.М., Фалина, А.Н. Оценка метапредметных результатов обучающихся 1 и 2 классов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. - №2. – Том 2 (Психолого-педагогические науки) – с. 71–77.
5. Артюхова, И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / Ирина Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с. - / Библиотека «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Выпуск 21.
6. Байбородова, Л.В. Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – с. 3-7.
7. Байбородова, Л.В., Рожков, М.И. и др. Классному руководителю: учебное пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 280
8. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск». – 2003. - 256с.
9. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / В.П. Беспалько // Школьные технологии. -2006. - №2. - с.138-150.
10. Бурухина, А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста / А.Ф. Бурухина // Начальная школа до и после. – 2012. - №4. – с. 75-78.
11. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой. – 2012. - №5. – с.33–40.
12. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. / А.Б. Воронцов. – М.: Рассказовъ, 2002. – 303с.
13. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2001. – 236с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544с.
16. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения. / В.В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 1995. – 144c.
17. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность? / В.В. Давыдов // Начальная школа – 1999. - №7. – с. 12-19.
18. Давыдов, В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) / В.В. Давыдов // Вестник: Международная ассоциация «Развивающее образование» - 2000. - №7. – с.5-17.
19. Деменева, Н.Н. Формирование универсального учебного действия прогнозирования на уроках математики / Н.Н. Деменева // Начальная школа – 2013. - №9. – с. 52-55
20. Егорова, Ю.А. Проблема целеполагания в учебной деятельности и подходы к ее решению / Ю.А. Егорова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - №5. – с. 77 – 79.
21. Захарова, А.В., Андрущенко, Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 1980. - №4. - С.90-99.
22. Захарова, А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова., И. Ломпшера, А.К. Марковой; Научн.
исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Научн. исслед. ист-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. – М.:. Педагогика, 1982. – с.107-113.
23. Захарова, А.В., Боцманова, М.Э. Особенности рефлексии как психологическое новообразование в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова., И. Ломпшера, А.К. Марковой; Научн. исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Научн. исслед. ист-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. – М.:. Педагогика, 1982. – с.152-163.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – с.384.
25. Ильясов, И.И. Структура процесса учения. / И.И. Ильясов. – М.: Изд-во Моск. университета, 1986. - с.199.
26. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А. Володарский и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,2010. – 152с.
27. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 584с.
28. Коцовская, Е.М. Проектирование и реализация целей обучения учащихся стереометрии в условиях внутренней дифференциации: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02.
29. Кузнецова, О.В., Дудырева, Н.В. Формирование УУД в ходе внеурочной деятельности: из опыта работы / О.В. Кузнецова, Н.В. Дудырева // Региональная информационно-методическая газета «Начальное общее образование». – 2011. – №4-5 – с.4.
30 .Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
31. Логвинова, О.Н. Развитие функции целеполагания в процессе самоорганизации учебной деятельности школьников / О.Н. Логвинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2011. - №2. - с. 35-41.
32. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебн. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 392с.
33. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура, функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 1998. – 192 с.
34. Немкина Е.С. Арифметическая задача как средство социализации младших школьников // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: Материалы всероссийской конференции с международным участием (Белгород, 26–27 ноября 2015 г.). Белгород, 2015.
35. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1./ [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
36. Психологические механизмы целеобразования. Отв. ред. О.К. Тихомиров. Академия наук СССР. Институт психологии. – М.: Наука, 1997. –258c.
37. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. // Серия «Новые образовательные стандарты». – 2-е изд. – М., Вита-Пресс, 2011. – 192 с.
38. Репкин, В.В. Начальный этап обучения русскому языку в средней школе / В.В. Репкин. – Томск: Пеленг,1997.
39.Репкина, Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Рекина, Е.В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993. - 61с.
40. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования. – М.: НИИ Школьных технологий, 2005. - 192с.
41. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1988. – 175с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:. Просвещение, 2010. – 31с.
43. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский дом «Академия», 2006. – 240с.
44. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно-методическое пособие. – Вологда: Департамент образования Вологод. обл., ВИРО, 2013. – 127с.
45. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг,1993.
46. Цукерман, Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка: Комментарии к видеозаписям уроков. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 76с.
47. Цукерман, Г.А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе): автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М.,1980..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/disers/ZFu-1980/ZGA-a-017.htm]
48.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224с.
49.Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Педагогический родник. – 2008. – №6. – с.6-8.
При определении регулятивных универсальных действий мы опирались на работу А.Г. Асмолова, где автор подчеркивает, что «регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка цели учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его современных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
– оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий» [26, 29].