Роль педагогического работника учреждения дошкольного образования в формировании представлений об основах безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности — благоприятное состояние условий обитания человека, условий труда и обучения, питания и отдыха, с уменьшенным потенциалом опасности для здоровья, жизни, имущества и законных интересов.
В нашем современном мире вопросы о безопасной жизнедеятельности являются одной из главных проблем человечества. Задача защитить человека от опасностей различных условий его проживания возникла параллельно с появлением наших далеких предков. На заре развития всего человеческого существования человеку угрожали различного рода, опасные природные явления - представители биологического мира. В процессе эволюции стали возникать различного рода опасности, которые человек создал для себя сам (ремесло, технологии и т. Д.). Задача поиска механизмов, способствующих осознанному отношению к личной безопасности детей, стала очень важной, начале третьего тысячелетия, это связанно с тем, что в современном обществе каждый человек может столкнуться со всеми видами опасностей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Сущность понятия «основы безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
2 Приоритетные направления деятельности педагога учреждения дошкольного образования в формировании основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Анализ состояния проблемы в практике работы учреждения дошкольного возраста
2 Диагностика уровня сформированности представлений об основах безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
3 Система работы по формированию представлений об основах безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
4 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева Н.Н., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. - С.П: Детство-пресс, 2015. - 240 с.
Аверсэв. Учебная программа дошкольного образования. - М., 2019.
Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
Бандура Т.А. Комплексный подход формирования безопасного образовательного пространства УДО/ Т.А. Бандура // Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возрастаю – 2015. - №3. –С.81.
Безопасность деятельности энциклопедический словарь / Под ред. О. Н. Русака. - Санкт-Петербург: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003 – 504 с.
Вершилов, С.А. От безопасности ХХ века к культуре безопасности ХХІ столетия / С.А. Вершилов // Ивестия Саратовского университета -2008. –№2. –С.3-7.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 2000.
Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. - В.,2004.
Гафнер, В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований педагогические науки, 2002-2012 гг.) 2013. – 200с.
Есипова А.А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности / А.А. Есипова, Э.М. Ребко// Молодой ученый. -2014. - № 18. - С.36-38.
Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. Уч. Пособие. –Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2007. – 376 с.
Кобитина И.И. «Детям о технике». – М., 1991. – 87 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 215 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -6-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2006. -416с
Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996. – 189 с.
Основы безопасной жизнедеятельности - является предметом многочисленных исследований в педагогике. В.В. Гафнер отмечает ценность данных исследований «для становления нового направления в педагогике – педагогика безопасности, где формирование основ безопасной жизнедеятельности выступает основной задачей воспитания подрастающего поколения» [9, с.7].Исследователи безопасной жизнедеятельности под руководством А.А. Есиповой придерживались подобной позиции, считают безопасною жизнедеятельности частью общей культуры, которая связанна с личностью в целом. Автор считает, что безопасность жизнедеятельности: это «новое образование, весьма сложное для формирования личности так как включает в себя различные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности: философский, естественнонаучный, нравственный, правовой, эстетический, трудовой и другие» [10, с.36].Для того чтобы более глубже рассмотреть сущность основ безопасной жизнедеятельности обратимся к понятию 2 основы безопасной жизнедеятельности», в энциклопедическом словаре по безопасной деятельности основы безопасной жизнедеятельности трактуются как: «совокупность правил, норм и действий человека и общества в целом по созданию, поддержания. И корректировке безопасных условий и результатов деятельности» [5, с.219].С.А. Вершилов пишет: «безопасная жизнедеятельность и представляет собой процесс сохранения и развития ценностей норм и традиций человека и общества, обеспечения устойчивого взаимодействии людей их защищенности от неприемлемых рисков и опасностей» [6. с. 5].