Роль оценки и отметки в жизни школьников
ВВЕДЕНИЕ
В процессе школьного обучения дети изучают множество различных предметов. Для того, чтобы оценить знания учащихся по предметам, их необходимо оценить и выставить соответствующую отметку. К системе оценивания учащихся предъявляются определенные требования. Благодаря оцениванию знаний определяется успешность освоения учеником того или иного материала. Проверка умений и знаний учащихся должна обеспечивать обратную связь между учеником и учителем. В процессе контроля и оценивания знаний учащиеся систематизируют освоенный ими материал, а также находят и устраняют необходимые пробелы в своих знаниях. Контроль и оценивание знаний учащихся приобщает их к систематическому труду, делает их ответственными за выполненную ими работу, способствуют развитию самостоятельности у учеников, а также способствует стимулированию познавательного интереса. Контроль знаний учащихся является отличным стимулом для обучения, а также оказывает значительное влияние на их поведение.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1. История разработки проблемы педагогической оценки в обучении и воспитании7
1.2 Понимание сущности оценки и отметки в образовательном процессе в современной педагогической науки7
1.3. Оценка в воспитании и становлении личности обучающегося10
1.4 Взаимоконтроль и взаимопроверка учащимися………………….......……20
Вывод по первой главе23
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
2.1 Традиционные средства оценивания результатов обучения, их различие
2.2 Современные средства оценивания результатов обучения и воспитания в условиях школы
2.3. Опыт организации оценочной деятельности учителя Арешкиной Ольги Михайловны МАОУ «СОШ №40» на уроках и во внеурочной деятельности30
Выводы по второе главе…………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ40
ПРИЛОЖЕНИЕ 141
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и учебная литература
1. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
3. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: Уч. / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М.идр Назарова. - М.: Инфра-М, 2016. - 304 c.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
5. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
6. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
7. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – М.: Инфра-М, 2017. - 248 c.
8. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
9. Гаврыш С.В. Формы и методы контроля и оценки знаний учащихся [Электронный ресурс] // Тестовые и контролирующие материалы. 2019. 75 с.
10. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения. / В.И. Звонников. М.: Академия, 2018. 145 с.
11. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
12. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
13. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 364 c.
14. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. 474 с.
15. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.
16. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 817 c.
17. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: Учебное пособие / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
Вместе с тем ряд авторов (С. Л. Копотев, 1986; Н. А. Батурин, 1989) отмечают неразработанность концептуальных положений, определяющих сущность оценки, структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых определениях оценивание выступает и как процесс (Ш. А. Амонашвили, 1984), и как действие (А. А. Венгер, 1991), и как деятельность (С. П. Безносов, 1978), и как совокупность специальных умений (Л. И. Мнацаканян, 1991), и как функция (К. К. Платонов, 1972).Несмотря на сложность вопроса и многоплановость его изучения, отдельными исследователями предпринимаются попытки разработать данную проблему в рамках системного подхода. При этом оценивание как подсистема педагогической деятельности рассматривается как структура.А. А. Реан (1994) также выделяет оценочные умения в особую группу умений: оценить собственные индивидуально-психологические особенности, оценить свое состояние, знания и умения учащихся и т. д. В основе оценочных умений А. А.Реан видит систему соответствующих знаний: закономерностей и механизмов межличностного познания и рефлексии, возрастной психологии детей, методологии и методики преподавания учебного предмета. Однако без наличия целого комплекса навыков, сколь обширными не были бы у педагога указанные знания, оценочные умения сформированы быть не могут, отмечает А. А. Реан. В структуру этих навыков автор включает: социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные. Последние предлагают автоматизацию способов решения отдельных, встречавшихся ранее педагогических задач на оценку уровня знаний и умений учащихся.