Подготовка к сочинению-повествованию на уроках русского языка в 5 классе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Русский язык считается основным школьным предметом, а потому на его изучение у детей уходит много времени и сил. А если ученику трудно осваивать материал, то прохождение школьной программы по данной дисциплине становится для него настоящим испытанием.Проблема снижения общего уровня развития связной устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ обусловлена рядом объективных факторов, которые подтверждают значимость данного исследования. Выявленные педагогические недоработки в контексте современных образовательных процессов и в рамках нового Федерального государственного стандарта начального общего образования представляются как довольно важными и требующих путей решения в современности. [21]Проблематика данной работы заключается в том, что учащиеся школ ученики 5 класса в том числе не усеют правильно выражать свои мысли, строить композицию формулировок высказываний, проводить анализ высказываний других людей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. СОЧИНЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ5
1.1.Повествование как функционально-смысловой тип речи5
1.2.Сочинение-повествование как вид речевого упражнения при формировании письменной речи учащихся 5 класса10
Выводы по 1 главе20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-ПОВЕСТВОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ21
2.1. Анализ программы и учебника для 5 класса УМК Ладыженской Т.А.21
2.2. Методические приемы подготовки к сочинению-повествованию на уроках русского языка в 5 классе26
Выводы по 2 главе29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ33
ПРИЛОЖЕНИЕ36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранов, М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2016 С. 3-49.
Беднарская, Л.Д. Обучение сочинению в 5 классе // Русский язык в школе. –Флинта/ 2020. – 144с.
Зиновьева, Т. И. Методы и методики обучения русскому языку. Практикум: учеб. пособие для СПО / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. —М.: Издательство Юрайт, 2018. — 319 с.
Ипполитова, Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. [Электронный документ] URL: https://lektsia.com/6x5c6d.html (дата обращения: 14.11.2022)
Ладыженская, Т. А. Методика обучения русскому языку. Практикум : учеб. пособие для СПО / Т. А. Ладыженская, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 320 с.
Ладыженская, Т. А. Система обучения сочинениям / Под ред. Т.А. Ладыженской. [Электронный документ] URL: https://sovietime.ru/russkij-yazyk/sistema-obucheniya-sochineniyam-v-5-8-klassakh-1967 (дата обращения: 10.11.2022)
Ладыженская, Т.А. Теория и практика сочинений разных жанров. [Электронный документ] URL: https://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Programm/2019-2020/S_Teoriya_i_praktika_sochineniy_Programma.pdf (дата обращения: 10.11.2022)
Левушкина, О. Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика: дис. доктора пед. наук.: 13.00.02 / Левушкина Ольга Николаевна. – Москва: МГПУ, 2014. – 543 с.
Лосева, Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей. / Л.М. Лосева. – Москва: Просвещение, 2019 – 93 с.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. [Электронный документ] URL: https://rus-ped-recheved-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 10.11.2022)
В исследованиях разных ученых педагогической направленности текст является базовым понятием методики развития и обучения речи учащихся не только начальных классов, но и в более старших классах. [17, с.48]Речью называют вид деятельности индивида при использовании средств языка в виде слов, предложений и др. Кроме этого речевыми функциями личность общается, эмоционально самовыражается, а также воздействует на других людей. Хорошо развитая речь служит для школьника обеспечивает успешность при обучении в школе. [14]Такой тип речи как повествование также является функционально-смысловым типом речи, который дает понятие о развивающихся действиях в тексте или состояниях событий, кроме этого использует специфические языковые средства для реализации указанной функции. В текстах повествовательного типа освещается о каком-либо событии или факте, происходящее определенный временной отрезок и структурированно имеющий начало, развитие и конец [15, с.63].При использовании повествовательного типа речи действие должно динамично развиваться и иметь последовательную смену событий. Тексты повествовательного характера в большинстве случаев имеют развернутую структуру (состоят из ряда предложений), но и также неразвернутыми (в составе присутствует только одно повествовательное предложение) [14, с.44]. Развернутый повествовательный текст способен наглядно отобразить принцип динамичности и последовательной смены событий. В таком тексте выделяются основные части текста (начало, основная часть и конец) повествования.