Возможности личностно-ориентированного урока для формирования познавательной мотивации младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Главной проблемой системы образования является формирование познавательной мотивации. Это связано с тем, что с развитием общества сформировался новый порядок в образовании. В перспективе развития России востребованным человеком будет считаться член общества, занимающий активную гражданскую позицию, готовый к различным решениям проблем в области жизненных ситуаций и ответственный в своих решениях. Независимость, активная познавательная деятельность, умственное творчество, сплоченность, коммуникабельность и умение ориентироваться в потоке информации - вот качества, которые необходимы выпускникам средних учебных заведений.Главным вопросом в начальной школе является мотив учения, поскольку он выполняет функцию смыслообразования и мотивации к деятельности. В младшем школьном возрасте важной задачей является формирование основы для навыков и желания получать знания.
СПИСОК ТЕРМИНОВ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
1. Познавательная мотивация: сущность и содержание понятия
2. Особенности познавательной мотивации младших школьников
3. Возможности образовательных программ в формировании познавательной мотивации младших школьников на уроке
4. Личностно-ориентированный урок как средство формирования познавательной мотивации младших школьников
1.5. Обзор методов и методик диагностики сформированности познавательной мотивации младших школьников
Выводы по первой главе
1 Организация опытно-экспериментальной работы и изучение уровня сформированности познавательной мотивации млдаших школьников
2 Модель диагностики познавательной мотивации младших школьников
3. Анализ результатов диагностики познавательной потивации младших школьников
4. Программа формирования познавательной мотивации младших школьников посредством личностно-ориентированного урока
Выводы по второй главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителей /Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике./ Ш.А. Амонашвили –М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996.-496 с.
3. Антонов, Г.А. Обучаемость и внушаемость младших школьников / Г.А. Антонов, И.П. Антонова // Вопросы психологии.-1991.-№4
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев - М.: Мысль, 1976.
5. Бабанский, Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников /Ю.К.Бабанский // Советская педагогика. - 1980. - №3. - с.44-52.
6. Божович, Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 1950. - С.163-183.
7. Бондаревская, Е,В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования /Е.В. Бондаревская // Педагогика.- 1997.- №4.- с.11-17
8. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Ростов-на-Дону.-2002.- № 9.- 352с.
9. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно ориентированное образование в начальной школе?/ Н.Ф.Виноградова // Начальная школа. - 2001. - № 9.- с.10
10. Витковская, И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. / И.М. Витковская // Начальная школа. - 2007. - №12.-с.53-57.
11. Габай, Т.В. Учебная деятельность и её средства / Т.В. Габай - М.: Изд-во МГУ, 1988.
12. Гомон, И. Путешествия по сказкам / И.Гомон // Начальная школа. -2003. - №11. - с. 32
Определение понятия мотивация дается многими авторами в разные столетия, что дает нам право говорить о том, что процесс изучения выбранного нами явления остается актуальным на всем протяжении человеческой жизни.Великие люди в разных областях изучают мотивацию, для того чтобы понять, что движет людьми, что заставляет их преодолевать трудности. Дадим несколько определений понятия мотивация, чтобы подтвердить вышесказанное.В двадцатом веке определение понятию мотивация сформулировал Орлов Александр Борисович. Он сказал, что мотивация это «процесс детерминации активности человека и животных или ффумирования побуждения к действию или деятельности». В этом определении мы видим, что не только людьми, но и животными движет мотивация к деятельности. В этом же веке высказала свое мнение о понятии мотивация советский психолог Лидия Ильинична, она говорит про мотивацию, как характеристику личности, а не процесса. По ее мнению мотивация это «состоянне личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации» [10]. Ее слова перекликаются со словами авторов зарубежных статей. Вот как они дают определение понятия мотивация - «...внутреннее состояние, которое вызывает, направляет и поддерживает поведение».По мнению Ильина Евгения Павловича, мотивация это «процесс формирования мотива» [34]. И это уже второе определение, в котором говорится о мотивации, как процессе.