Нетрадиционные формы учебных занятий в современной школе (8 класс)
Введение
Цель работы – повысить интерес обучающихся к знаниям.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время, с учетом автоматизации и цифровизации, увеличивается неинтерес к гуманитарным предметам. «Повторение правил орфографии и пунктуации, а также выполнение заданий на каждом уроке, делают учебный процесс скучным и монотонным. Учащимся хочется поиска, новизны, игры, занимательности хотя бы раз в месяц, четверть.» [8]
В современности мы сталкиваемся с изменениями научных и образовательных концепций, перенаправляя фокус с использования источников энергии на информационные технологии. Сообщество наконец осознает важность образования, как одного из ключевых факторов развития для всех его участников, а также государства. Образование позволяет развивать естественные способности и стимулирует творческий и интеллектуальный прогресс не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Главная задача образования связана с подготовкой нового поколения к участию в хо
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 9
Глава 1. Характеристика нетрадиционных форм и методов обучения биологии………………………………………………………………………... 12
1.1. ФГОС – о современном образовании в России………………………….. 21
1.2. Сущность понятия «Нетрадиционные уроки»……………………………27
1.3. Технология провендения нетрадиционных уроков…………………………………………………………………………… 28
1.4. Подготовка и особенности проведения нетрадиционных уроков……….30
1.4..1 Урок-зачет…………………………………………………………………42
1.4.2 Урок-дискуссия…………………………………………………………….44
1.4.3 Урок-соревнование………………………………………………………...50
1.4.4 Сюжетно-ролевые уроки…………………………………………………..54
1.4.5 Уроки с проблемными ситуациями…………………………………….54
Глава 2. Педагогическое исследование по методике проведения нетрадиционных форм уроков……………………………………………….68
2.1. Требования к проведению педагогического исследования………………70
2.2. Организация и проведение нетрадиционных уроков биологии в 8 классе…………………………………………………………………………...74
2.3. Опыт педагогической деятельности по использованию нетрадиционных форм обучения в современной школе………………………………………….77
Выводы…………………………………………………………………………..83
Заключение……………………………………………………………………...85
Список литературы……………………………………………………………87
Приложение……………………………………………………………………..90
Литература
1. Арбузова Е.Н. Общая методика обучении биологии. Омск: ОмГПУ. -2010. – 295 с.
2. Богоявленская А.В. Активные формы и метода обучения. М. :Просвещение. -1996. – 188 с.
3. Демьянков Е.Н., Соболев А.Н. Биология. Сборник задач и упражнений 10-11 класс. М.: Просвещение. - 2018. – 160 с.
4. Завгородняя О.Д. Нестандартность и пути, обучения и ловушки.-М. Просвещение, -1987. -38с.
5. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, -1998. -159 с
6. Зотов Ю.В. Организация современного урока:.М.: Просвещение. -1984. -144с
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Ростов-на-Дону: Учитель. -2001.- 160с
8. Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения.-М.: Просвещение, -1997.- 141с
9. Сухова Т.Е. Уроки биологи :технологии развивающего обучения.М.: Вента - Графф. -2001. -112с
10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика,- 1971.- 32С.32-40
11. Бударникова Л.В. Школа молодого учителя: Методическое пособие для педагогов-наставников и начинающих учителей / Л.В. Бударникова, В.В. Гордеева, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
12. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
13. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дидактика / Н.А. Морева. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
14. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
15. Семушина Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
16. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 199
В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы – задания одинаковой сложности ( различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для