Формирование навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в России наблюдается тенденция роста числа детей с речевыми нарушениями. Это связано, в первую очередь, с рядом экологических, биологических, социально-психологических причин. Так как словообразование выступает в качестве особого вида речемыслительной деятельности и играет значимую роль в развитии словарного запаса ребёнка, было принято решение серьёзно отнестись к изучению и анализу данного вопроса.
Исследованиями закономерностей и этапов развития словообразовательных возможностей в онтогенезе занимались учёные-лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты (В.В. Виноградов (18), Г.О. Винокур (19), А.Н. Гвоздев (24), A.A. Леонтьев (53), Ф.А. Сохин (63), С.Н. Цейтлин (73), А.М. Шахнарович (75) и др.).
А.А. Леонтьев (53), С.Н. Цейтлин (73), А.М. Шахнарович (75) рассматривают словообразование как особый вид речемыслительной деятельности и выделяют в нём ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и опера
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….…….………......4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР .....10
1.1. Притяжательные прилагательные и овладение ими детьми в онтогенезе ………………………………….……………......................10
1.2. Особенности овладения навыком образования притяжательных прилагательных дошкольниками с общим недоразвитием речи …23
1.3. Возможности использования дидактических игр в формировании навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ………….....................30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ...…………………………...41
2.1. Организация и диагностический инструментарий изучения навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ………………….……41
2.2. Анализ результатов изучения навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ….……………………………………………46
2.3. Методические рекомендации по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольниками с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях ………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….85
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………..…………..93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова. – М.: Знания, 2015. – 311 с.
2. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 145 с.
3. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. – М.: Педагогика, 2014. – С. 9-31.
4. Анисимова Е.А. Морфемика. Словообразование: учебное пособие для вузов / Е.А. Анисимова. – М.: Флинта, 2017. – 231 с.
5. Асадова С.А. Дидактические игры для развития лексики пространственных представлений у детей с ОНР / С.А. Асадова // Логопед. – 2014 – № 1. – С. 70-74.
6. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г Арушанова. – М.: Владос, 2015. – 296 с.
7. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 286 с.
8. Бабина Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2017. – С.174-192.
9. Башаева Т.В. Готовим ребёнка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет / Т.В. Башаева. – Ярославль: Акад. развития, 2017. – 160 с.
10. Болотов В.И. Модальность в языке, речи и речевой деятельности / В.И. Болотов. – Краснодар: Экоинвест, 2014. – 364 с.
11. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017. – 276 с.
12. Брэдвей Л. Ребёнок от 3 до 7 лет / Л. Брэдвей. – М.: ЮНВЕС, 2016. – 160 с.
13. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебное пособие / под редакцией Н.С. Валгиной // 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2012. – 528 с.
14. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер; под общ. ред. А.В. Либина. –
Развитие словообразования у детей рассматривается в исследованиях А.Н. Гвоздева (24) в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов. Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребёнка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребёнком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребёнка.
Важным этапом формирования системы словообразования, как указывают многие авторы (А.Г. Тамбовцева (66), Т.Б. Уварова (70), С.Н. Цейтлин (73), А.М. Шахнарович (75)), является период детского словотворчества. Словотворчество проявляется в различных образованиях, отличающихся от общепринятых норм языка.