Развитие мелкой моторики младших школьников посредством декоративно–прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕ
Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в духовном обогащении обучающихся, в их интеллектуальном развитии способствует закладке морали и мировоззрения. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы «прикладывались» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывая его как достопримечательность. Эту область художественного освоения предметного мира определили, как «прикладное искусство». Народное творчество отражает идеалы, мировоззрение, традиции, нормы поведения, мораль, верования, представления об окружающем мире того или иного народа. Каждый народ имеет в своей культурной сокровищнице народные сказки и мифы, народные танцы и песни, народные костюмы и промыслы. Все это является бл
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………6
1. Теоретические основы развития мелкой моторики у младших школьников …………………………………………………….8
1.1 Мелкая моторика и особенности ее развития у детей …..……8
1.2 История декоративно прикладного искусства в Рос-сии……...........16
1.3 Декоративно-прикладное искусство как средство развития мелкой моторики………………………………………………………..….27
Выводы по главе 1…………………………...……………………….........28
2. Методические рекомендации по развитию мелкой мото-рики средствами декоративно-прикладного искусства………….36
2.1 Развитие мелкой моторики у обучающихся начальных классов в современной школе…………...………… ……………………….....36
2.2 Возрастные особенности развития мелкой моторики у школьников младших классов………..……..…………….………………………………...53
2.3 Опытно-экспериментальная работа …………………………………..57
Выводы по главе 2 ………………………………………..……………..67
3. Декоративность как связующее ДПИ и живописи…….68
3.1 Характерные признаки стиля «модерн» ………………………………68
3.2 Последовательность и особенности работы масляными красками ...77
3.3 Этапы создания творческой работы ……………………………..85
Выводы по главе 3…………………………….………………..……….89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………......90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИ-КОВ..…………………...91
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..………………...…94
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алехин, А. Д. О языке изобразительного искусства / А. Д. Алехин – Москва : Планета, 2018 г. – 137 c.
2. Баранов, С. П. Педагогика : учебник / С. П. Баранов. - Москва : Просвещение, - 2019 г. – 80 c.
3. Волков, Н. И. Цвет в живописи / Н. И. Волков. - Москва.: Просвещение, 2018 г. – 150 с.
4. Глинская, И. П. Изобразительное искусство / И. П. Глинская Методика обучения в 4-6 классах / И. П. Глинская. – Москва : Просвещение, 2019 г. – 200 с.
5. Дубниченки, А. А. Керамика / А.А. Дубниченки: Москва: издательство Эксмо – 2022 г. – 14 с.
6. Дубова, О. Б. Основы рисунка и живописи: учебник / О. Б. Дубова. – Москва : Арт-родник, 2018 г. – 160 с.
7. Ермаков, М.П. Первобытное искусство. Художественная обработка твердого и мягкого камня. / М.П. Ермаков: Нобель Пресс – 2020 г. – 234 с.
8. Жуликов, А. В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях: учебник / А. В. Жуликов. – Москва : Эксмо, 2018 г. – 180 с.
9. Зайцева, А. Вышивка народов России / А. Зайцева – Москва: Просвещение, 2021 г. – 30 с.
10. Ионина, Н А. Сто великих картин / Н. А. Ионина. – Москва : Вече, 2021 г. 280 – 283 с.
11. Казанова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: учебник / Т. Г. Казанова. – Москва : Планета, 2018 г. – 250 с.
12.Костерин, Н. П. Учебное рисование: учебник / Н. П. Костерин. – Москва : Просвещение, 2018 г. – 200 с.
13.Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: учебник / В. С. Кузин. - Москва: Просвещение, 2019 г. – 300 с.
14. Куракина, И.И. Декоративно прикладное - искусство и народные промыслы: Учебник / И.И. Куракина – Москва : Просвещение, 2020 г. – 15 с.
15.Ли, Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебное пособие / Н. Г. Ли. – Москва : Эксмо, 2019 г. – 500 с.
16. Любушкина, Е. Кружево. Плетение на коклюшках / Е. Любушкина Москва : Эксмо – 2022 г. – 130 с.
17.Могильцев, В. А. Осно
Давно замечено, что чем ловчее работает ребенок руками и пальчиками, тем лучше он осваивает навыки речевого общения. А это, в свою очередь, залог дальнейшего его успеха в школьной и будущей жизни.
Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Ребенок достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь. Хорошо развитая мелкая моторика способствует более качественной координации движений, развитой речи, развитого внимания, мышления, воображения, зрительной памяти и т. д.
Но, к сожалению, по данным статистики у 70-80% первоклассников неудовлетворительный уровень мелкой моторики рук. Это приводит к неразвитости кистей, обучающемуся сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение руки, что в свою очередь мешает выработать хороший почерк. Обучающийся не может пров