Формирование правильного произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нейрологопедических приемов
Введение
Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения. Особое внимание этой работе уделяется в дошкольных учреждения образования.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи дошкольников необходимо уделять особое внимание не только со стороны учителя-логопеда, но и родителей [32].
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принима
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСИХ ПРИЕМОВ……………………………………11
1.1 Онтогенетические особенности формирования правильного произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….......12
1.2 Специфика формирования правильного произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………...………17
1.3 Формы и методы формирования правильного произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………23
Выводы по первой главе……………………………………………………………..31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ…………………………………….......................................32
2.1 Описание базы методик и процедуры исследования…………………………32
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы……………………………………………………..........................................39
2.3 Комплекс занятий по формированию правильного произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нейрологопедических приемов……………......49
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию правильного произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с помощью нейрологпедических приемов………......54
Выводы по второй главе………………………………………………………….....66
Заключение………………………………………………………………………...... 68
Список литературы……………………………………………………………………71
Приложение………………………………………………………………………..... 81
Список литературы
1. Агрусева, Л. З. Современные технологии в работе учителя-логопеда / Л. З. Агрусева, Н. В. Евстафьева, Р. А. Мошкунова // VII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности : Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 24–25 марта 2022 года. – Казань: Издательство Казанского университета, 2022. – С. 8-12.
2. Алхазова, Н. М. Особенности нарушений звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии / Н. М. Алхазова, В. А. Дегальцева // Научные исследования: теория, методика и практика: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 29 января 2018 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. – С. 58-59.
3. Аникина, Т. В. Развитие речи детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений / Т. В. Аникина // Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ограниченными возможностями здоровья : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 30 октября 2021 года / Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы ; отв. ред. Н.А. Одинокова. – Новосибирск, 2021. – С. 15-18.
4. Баркина, О. Ю. Бинарная деятельность логопеда и психолога с элементами образовательной кинезиологии / О. Ю. Баркина, М. Н. Грачева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 399-401.
5. Бобохян, С. А. Особенности постановки шипящих звуков / С. А. Бобохян // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2022. – № 11. – С. 18-23.
6. Богаткина, Н. Ю. Нейропсихологический аспект логопедической работы с детьми, имеющими речевые расстройства / Н. Ю. Богаткина // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сборник научных трудов V международного форума по педагогическому образованию, Казань, 29–31 мая 2019 года. Том Часть 1. – Казань: Отечество, 2019. – С. 108-111.
7. Бушинская, Е. А. Давай учиться говорить звуки ш, ж, ч, щ: Логопедический альбом в стихах для детей дошкольного возраста с особенностями речеязыкового развития / Е. А. Бушинская. – Екатеринбург: Бушинская Е.А., 2017. – 72 с.
8. Волкова, А. Б. Проект «Мультимедийные презентации для кинезиологической гимнастики с дошкольниками» / А. Б. Волкова // Богатство финно-угорских народов: материалы VIII Международного финно-угорского студенческого форума, Йошкар-Ола, 13–14 мая 2021 года / Марийский государственный университет; отв. ред. Р. И. Чузаев. – Йошкар-Ола, 2021. – Вып. 8. – С. 55-57.
9. Гречук, Т. С. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / Т. С. Гречук // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 28 апреля 2022 года / Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ; редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2022. – С. 207-208.
10. Грошева, М. П. Кинезиологическое тейпирование - один из методов комплексной коррекции речевой патологии детей / М. П. Грошева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года / Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск, 2022. – С. 194-199.
11. Дегтярева, Л. В. Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений в условиях работы логопункта детского сада / Л. В. Дегтярева // Филологическое образование в пер
«Дидактическая игра» – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы, а также одно из средств воспитания и обучения детей как дошкольного возраста, так и младшего школьного.
Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учится правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями, учится группировать и классифицировать