Особенности звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность моего исследования, обусловлена тем, что одной из актуальных задач образования и воспитания детей, является повышение эффективности логопедической работы по устранению речевых недостатков детей. Стертая дизартрия является распространенным речевым нарушением у детей, которая как показывает статистика, имеет тенденцию к росту.
Логопедическая работа, по устранению данной проблемы, усложняется тем, сто стертая дизартрия имеет схожие черты с другими речевыми нарушениями
Речевая функция является основополагающим компонентом в становлении полноценной личности человека, от которой в дальнейшем зависит успешность речевого общения. Осуществление нормальных социальных контактов также становится опорным звеном для расширения представлений об окружающей жизни, регулирует поведение человека, может помочь спланировать соответственное участие в различных формах коллективной деятельности.
В настоящее время данная проблема остаётся актуальной, в связи с тем, что диза
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИЗАРТРИИ КАК РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ
1.1 Исторические взгляды на проблему дизартрии. Основные понятия 5
1.2 Классификация дизартрий 9
1.3 Характеристика детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе 22
2.2 Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрии 29
2.3.Направления работы при стертой дизартрии 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии [Текст] // Е. Ф. Архипова, Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М. , 1997. – 307 с.
3. Безруких, М. М. Обучение первоначальному письму. [Текст] // М. М. Безруких, Методическое пособие к прописям. — М: Просвещение, 2002. — 13с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В.И. Бельтюков. - М., Педагогика, 1997. -201 с.
5. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов ВУЗов [Текст] / Т. Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель 2005. – 384с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова; под ред. Л. С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
7. Ворошилова, М. Б. Русский язык. Культура речи. Риторика [Электронный ресурс] / И. Н. Суспицына, М. Б. Ворошилова, С. А. Еремина, Е. В. Дзюба, И. Н. Суспицына, Э. Ю. Попова, Н. Б. Руженцева, А. П. Чудинов - https://studfiles.net/preview/3537098/.
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. -157 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2009. - 415 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова М.: ВЛАДОС, 2007. — 336 с.
11. Кирьянова, Р. А. Шпаргалка для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда [Текст] / Р. А. Кирьянова. — СПб.: КАРО, 2008. — 384с.
12 Лалаева, Р. И., Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 129 с.
13. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологического письма. Письмо и речь [Текст] / А.
Для спастико-гиперкинетической формы дизартрии ведущий симптом – спастический парез и гиперкинезы. Эта форма соответствует псевдобульбарной и экстрапирамидной дизартрии. При атактико-гиперкинетической форме дизартрии характерны атаксия и гиперкинезы. Данная форма соответствует мозжечковой и экстрапирамидной дизартрии.
В основу современной классификации дизартрии положен принцип локализации поражения двигательного аппарата речи с учетом неврологического подхода. Авторами данной классификации являются О.В. Правдина, Е.Н. Винарская и другие.
Они выделяют следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую, экстрапирамидную (или подкорковую), корковую. Бульбарная форма дизартрии обусловлена нарушениями или воспалительным процессом в области продолговатого мозга, в ядрах черепно-мозговых нервов. Механизм нарушения заключается в периферических парезах или параличах мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Проявления периферического пареза в этих мышцах заключаются наряду со снижением силы этих мышц с их гипотонией и гипотрофией [5;38].
Бульбарная форма дизартрии имеет в качестве проявлений нарушения как произвольных, так и непроизвольных движений перечисленных мышц. Итогом являются нарушения артикуляции, фонации, возможно, нарушения процессов глотания и жевания. Периферический