Психолого-педагогические технологии диагностики и коррекции детско-родительских отношений

Скачать курсовую работу на тему: "Психолого-педагогические технологии диагностики и коррекции детско-родительских отношений". В которой рассмотрены особенности жизнеустройства ребенка в семьях с различными формами неблагополучия. Разработана модель психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений старших школьников.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
09.04.2025
Объем файла
94 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность, ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Отношение родителей к ребенку является одним из важнейших факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушенные взаимоотношения между родителем и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности. Наиболее важными для развития личности ребенка представляются три группы детерминант родительского отношения: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье. Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Ю.П.Азаров, Ф.Я.Байков, Э.В.Васильева, В.Н.Гуров, Е.В.Каган, Т.А.Куликова, П.Ф.Лесгафт, А.Г.Харчев, Т.В.Шеляг и другие. В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический анализ выстраивания детско-родительских отношений в неблагополучных семьях………………………………………. 6
1.1. Основные понятия и характеристики межличностных отношений в системе «родитель-ребенок»………………………………………………….. 6
1.2. Особенности жизнеустройства ребенка в семьях с различными формами неблагополучия …………………………………………………….. 10
1.3. Технологии, используемые для диагностики межличностных отношений в семьях с различными формами неблагополучия……………… 14
Глава 2. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в неблагополучных семьях………………………………………. 20
2.1 Анализ технологий коррекции детско-родительских отношений в семьях с различными формами неблагополучия……………………………. 24
2.2 Общие рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……... 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи. Исследования и проблемы/Вест. МГУ. Психология. – Сер. 14. – 2018. - №2.
Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: МГУ. – 2019. – 416 с.
Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социальногоинфатилизма молодежи / Отец в современной семье. – Вильнюс. – 2019. – С. 26-53.
Бодалев А. А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи / Психологический журнал. – 2020. - № 4. – С. 91-98.
Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер. – 2021. – 352 с. (Серия «Золотой фонт психотерапии»).
Джеймс М. (JamesM.) Брак и любовь / Пер. с англ. – М.: Прогресс. – 2019. – 192 с.
Дружинин В. Н. Психология семьи. – М.: «КСП». – 2022. – 160.
Захаров А. И. Неврозы у детей. – СПб. Изд-во Дельта. – 2021. – 389 с.
Захаров А. И. Предпосылки патогенически обоснованной семейной психотерапии детей с невротическими расстройствами / Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. – Л.: МГУ. – 2019. – 288 с.
Ковалев А. Г. Психология личности. – М. – 2017. – 321 с.
Ковалев С. В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 2019. – 159 с.
Ковар Л. Потерянные жизни. В сб. Семья / Книга для чтения / Т. 2. – М. – 2020. – 437 с.
Когарян Г. С., Когарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. – М.: Медицина. – 2020. – 287 с.
Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития / Вопросы психологии. - № 5. – 2020. – С. 158-164.
Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. – 2021. – 567 с.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина. – 2021. – 367 с.
Леви В. Нестандартный ребенок. – М. – 2019. – 269 с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов

Опросник «Подростки о родителях», авторами которого являются чехословацкие ученые Э. Матейчик и П. Ржичан, был опубликован в 1983 году. Данный опросник направлен на оценку с точки зрения подростков особенностей воспитания в их семье. Методика позволяет по отдельности оценивать взаимоотношения с матерью и отцом, а также подразумевает наличие гендерных различий при оценке результатов. В состав методики вошли 50 утверждений, на которые респонденту предлагается ответить «да», «частично» и «нет». В целом опросник схож с методикой ДРОП: также имеется возможность оценить ответы отца и матери, а также учесть гендерный признак. На рисунке 2.1.1 представлено графическое отображение результатов данного опросника.
Данная методика оценивает результаты тестирования по следующим шкалам: шкала позитивного интереса, шкала враждебности, шкала директивности, шкала автономности, фактор критики и фактор близости [32].