Содержание профилактики конфликтного поведения младших подростков во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конфликты являются острой и актуальной проблемой людей на различных этапах их жизни. Крайне актуальная проблема - острота конфликтов подрастающего поколения со сверстниками. Конфликты среди детей и подростков представляют собой одну из главных социальных и психологических проблем, которые порождают множество других. В настоящее время в современных учебных заведениях конфликтов стало больше. Это связано, прежде всего, с падением учебной мотивации, снижение интереса к познавательной деятельности в обществе в целом, человечество все более интересуют материальные проблемы. Растет число конфликтных ситуаций, обусловленных ростом подростковой девиации, делинквентного поведения, буллинга.
Проблема исследования. Условия разрешения конфликтов в младшем подростковом возрасте во внеурочной деятельности.
Объектом исследования являются конфликты детей младшего подросткового возраста со сверстниками в школе.
Предметом является содержание профилакти
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Профилактика конфликтНЫХ ситуаций у школьников младшего подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Феномен конфликтного поведения детей младшего подросткового возраста в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Понятие профилактики конфликтного поведения, ее формы и методы 12
1.3 Виды внеурочной деятельности по профилактике конфликтного поведения детей младшего подросткового возраста 17
Глава 2 Экспериментальное исследование по профилактике конфликтов у младших подростков во внеурочной деятельности 26
2.1 Организация экспериментального исследования 26
2.3 Рекомендации по профилактике агрессивности подростков 10-12 лет во внеурочное время 35
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 14.07.2022 № 301 – ФЗ). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 28.01.2023).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) [Электронный ресурс] (дата обращения: 10.09.2021).
3. ФГОС Основное общее образование (5 – 9 клᱹ) [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.06.2019)
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Издательство Райт, 2012. – 811 с.
5. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2012. – 230 с.
6. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология, - 2012. - № 3. - С. 26-31
7. Амиргамзаева Д. Н. Конфликты в школе и конфликтная компетентность учителя // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2008. - №1.- С. 62-66. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_10120260_92414986.pdf (дата обращения 28.01.2023).
8. Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию / А.Я. Анцупов – М.: МАУП. 2016. – 551 с.
9. Балакирева Н. А. Психолого-педагогическая профилактика деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков / Н.А. Балакирева, И.А. Ахметшина, А.А. Лосева // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 319-323.
10. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: изучение и управление / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов. – Изд. 2-е. – М.: URSS: ЛИБРОКОМ,2012. – 179 с.
11. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта / С.В. Березин // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – с. 2-5.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 367 с.
13. Волков Б.С. Возрастная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, 2020. – 668 с.
14. Волкова Е.Н. Профилактика агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде: направления работы на основе результатов исследования / Е.Н. Волкова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. № 4. С. 715-722.
15. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности / С.А. Гапонова, И.Н. Деветьярова // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28. № 3. С. 462-473.
16. Гришина Н.В. Психология
Между началом внеурочного занятия и последним уроком устанавливается перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Внеурочные занятия проводятся преимущественно с группой детей, сформированной на базе класса. Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий составляет до 12 человек. Продолжительность занятия внеурочной деятельности в 5-6 классах – 45 минут [25].
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и последствиями этих мероприятий. Воспитательным результатом внеурочной деятельности является непосредственное духовно-нравственное становление ребёнка через его участию в том или иной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – это влияние (последствие) духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка, другими словами:
1-й уровень – школьник знает и понимает общ