Методика коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников

выявлены механизмы, вызывающие дисграфию, в т.ч. на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников. Классифицирована дисграфия и охарактеризованы её формы.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.04.2025
Объем файла
5091 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности, и неуспеваемости по русскому языку становится все более актуальной, несмотря на серьёзные достижения как в её теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе.
По целому ряду объективных причин она становится всё более острой, представляет значительные трудности в овладении грамотой, препятствует успешному освоению обучающимися русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требует для её разрешения огромных усилий и от педагогов, и от учеников. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество обучающихся с различными видами дисграфии. Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной программой, и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих.
Трудности в учебной деятельности, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают освоению основной общеобразовательной программы. Именно в начальный период у о

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………… 8
1.1 Психофизиологические механизмы и этапы становления навыков письма………………………………………………………………….. 8
1.2 Классификация дисграфии, этиология и характеристика форм 11
1.3 Проблема профилактики и симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза……………………………. 18
1.4 Общая характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте…………………………………………….. 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА………. 24
2.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования…………………………………………………………… 24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования …………… 25
2.3 Описание методов исследования……………………………………... 33
2.4 Содержание логопедической работы по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза………. 36
2.5 Анализ и интерпретация результатов исследования ………............. 42
Заключение…………………………………………………………….. 49
Список использованных источников………………………………… 51
Приложения……………………………………………………………. 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика/Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/ Т.В.Ахутина- М.:МПСИ, 2002. – 87 с.
Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». М., 2008. – 128 с.
Балакирева Е.В., Перегудова Т.С. Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи. – СПб.:Издательство «Детство-Пресс», 2021.-28с+28с.цв.ил.
Гайдина Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы/Л.И.Гайдина, Л.А.Обухова. -М.: ВАКО, 2007. – 112 с.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие/О.Е.Грибова. – М.:Айрис-пресс, 2008 – 80 с.
Дмитриев С.Д. Занимательная коррекция письменной речи: учебно-практическое пособие / С.Д. Дмитриев. – М.: Книголюб, 2006 – 127 с.
Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – СПб.:Речь, 2006. – 176 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.:Владос, 2006. – 335 с.
Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках: практ.задания и упр./Л.В.Зубарева.-Волгоград.:Учитель, 2007. – 86 с.
Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников образовательных школ/О.Б.Иншакова, А.Г.Иншакова//Практическая психология и логопедия.-2003 № 1-2.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов/О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук. – М.:Просвещение, 2012. – 176 с.
Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод.пособие/О.М.Коваленко.-М.:АСТ: Астрель, 2006. – 72 с.
Короткова О.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Дидактический материал) Издател

Многообразие различных нарушений письменной речи и патогенных факторов говорит о сложности рассматриваемой проблемы. Именно этим объясняется достаточно сложная классификация дисграфии, которая разными исследователями интерпретируется по-разному. Классификации дисграфии проводятся на основе разных критериев: с учётом нарушенных психических функций, анализаторов, несформированности операций письма.
В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого2полушария [17]. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально- волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи. 
С точки зрения психолингвистики, механизмы дисграфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем [22].
 Расхождение существующих представлений