Возможности нейропсихологического подхода в коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями, находящихся на длительном лечении
Проблема трудностей в освоении образовательной программы рассматривается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых (Ананьев Б.Г, Т. В. Ахутина, Л.С. Выготский, Дж. Варгас, И.В. Дубровина, Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Н.П. Локалова, Р. И. Лалаева, Р. Е. и др.).
Современное состояние проблемы говорит о необходимости создания особых условий для развития личности обучающегося с целью преодоления трудностей в освоении образовательной программы (С.В. Алехина, Н.Н. Малофеев, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов). На данный момент разработана нормативно-правовая база, регламентирующая создание таких условий, где одним из условий является проведение коррекционно-развивающей работы с данной категорией учеников (ст. 42 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ «Психолого- педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»).
Таким образом, существует необходимость к рассмотрению подходов к коррекционной работе по трудностям в освоении образовательной программы: педагогический подход (Я. Коменский, А.В. Хуторской), психологический подход (В.В. Гладкая, Н.П. Локалова, Р. И. Лалаева), нейропсихологический подход (Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, Н.М Пылаева), комплексный подход (М.М. Безруких, И.В. Дубровина, В.А. Козлова).
1.1. Трудности в освоении образовательной программы: историко- логический анализ проблемы.. 13
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных первичной диагностики. 41
- Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.
- Акимова, М.К. Неуспевающие дети / М.К. Акимова, В.Т. Козлова.- СПб.: Питер, 2012 -240 с.
- Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников/ Ю. К. Бабанский. – М.: Академия, 2012. – 290 с.
- Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология ребенка. - М., 2012.
- Безруких М.М. «Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь»/М.М. Безруких – М.:Эксмо, 2009 – 464 с.
- Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2010.
- Боденко Б. Н. Анализ психологических причин неуспеваемости и способы еѐ коррекции на начальном этапе обучения/ Б.Н.Боденко. - М.: Просвещение,1998. - 112 с. - ISBN5-1694-1123-2.
- Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества - Ярославский педагогический вестник – 2016 – № 2 24 Ю. П. Вавилов/ А. А. Бударный. – М.: Просвещение, 200. – 521 с.
- Визель Т.В. «Альбом нейропсихологического обследования». М.: Секачев, 2017.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1982. — 287 с.
Комплексный подход включает в себя различные компоненты образовательного процесса: организация обучения, работа с детьми, коррекционно-развивающая работа, работа с родителями и др.[4]. Однако комплексное решение проблемы порой бывает недоступно по ряду причин: низкий уровень компетентности педагога, недостаточность специалистов различного профиля, низкие воспитательные возможности семьи (неблагополучные семьи) и др. В связи с этим рассматриваются отдельные подходы.
В педагогическом подходе уделяется большое внимание вопросу «как преподавать», для того, чтобы обучающиеся успешно освоили необходимые знания, умения, навыки. При этом данный подход не обеспечивает устранение первопричины появления этих ошибок.
Психологический подход дает нам понимание проблемных зон возникновения трудностей с позиции психологического развития и воспитания ребенка, не учитывая его психофизиологическую зрелость. При данном подходе эффективность работы будет также зависеть и от правильного медикаментозного лечения, дополнительного сопровождения с целью физиологического развития ребенка (например: занятия по лечебной физкультуре, занятия по развитию общей и мелкой моторике).
В то время как нейропсихологический подход учитывает различные характеристики обучающегося, степень его зрелости относительно возрастных норм (с учетом дифференциальной диагностики). Нейропсихологическая коррекция позволяет работать с первопричинами трудностей в освоении образовательной программы. Выше выделенные группы трудностей можно соотнести с нарушением функционирования определенного блока мозга: первая группа трудностей (графомоторные навыки) – нарушение работы 3 блока мозга, вторая группа трудностей (когнитивный компонент письма, чтения, счета) – нарушение в работе 2 блока мозга, третья группа трудностей (проблемы саморегуляции и самоконтроля) – нарушение в работе 1 блока мозга.