Самостоятельная работа как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии

Скачать дипломную работу на тему: Самостоятельная работа как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии . В которой определено экспериментальным путем проверить эффективность организации самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии в формировании познавательных универсальных учебных действий. Изучен образовательный процесс в основной школе
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.04.2025
Объем файла
5573 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Современная парадигма образования, сменившая традиционную и привычную для всех участников образовательной деятельности систему, требует кардинальной смены задач и соответственно принципов обучения. Известный уже многим учителям современный принцип: главное – не «готовые знания», а умение добывать их и пользоваться ими в жизни, превращает образование в школе не только в обучение, но и развитие, воспитание личности, что определяет основную задачу формирования у обучающихся особой системы универсальных учебных действий (далее – УУД).
В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования универсальные учебные действия описаны в разделе метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы [31]. Приставка «мета» указывает на надпредметный характер результатов, другими словами, те учебные действия, которые будут сформированы у учеников в ходе обучения, могут применяться на всех уроках, изучаемых в школе.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...................................................................... 8
1.1 Понятие «универсальные учебные действия» и их значение
в рамках обновленных ФГОС....................................................................... 8
1.2 Особенности формирования универсальных учебных действий в школе............................................................................................................... 14
1.3 Самостоятельная деятельность как составляющая формирования УУД................................................................................................................. 20
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.............................................................................................. 26
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы............... 26
2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы................... 34
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы...................... 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................... 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока технологии в 5 классе на тему:
«Конструирование швейных изделий. Мерки. Снятие мерок».................
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект урока технологии в 5 классе на тему:
«Приготовление блюд из яиц».....................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ В Творческие работы учащихся 5 класса....................... 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абанин, Ю. Б. Развитие универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектной деятельности обучающихся на уроках технологии / Ю. Б. Абанин // Педагогический портал «Видеоуроки.net». 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://videouroki.net/razrabotki/razvitiie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieist vii-uud-v-protsiessie-proiektnoi-diei.html. (Дата обращения: 13.12.2022).
2. Апухтина, Е. А. Проектное творчество на уроках технологии как средство, обеспечивающее формирование самостоятельности / Е. А. Апухтина // Вестник Челябинского ГПУ. 2019. № 8. С. 113-116. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-tvorchestvo-na-urokah-tehnologii-kak-sredstvo-obespechivayuschee-vozmozhnost-formirovaniya-samostoyatelnosti/ viewer. (Дата обращения: 12.12.2022).
3. Бабина, Н. Ф., Бурлуцкая, В. Р. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии / Н. Ф. Бабина, В. Р. Бурлуцкая // Международный электронный научный журнал «Перспективы науки и образования». 2017. № 4. С. 17-20. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-tehnologii/viewer. (Дата обращения: 11.12.2022).
4. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя / В. К. Буряк. М.: Просвещение, 1984. 64 с.
5. Буянова, Л. Н. Развитие универсальных учебных действий в основной школе / Л. Н. Буянова // Педагогический портал «Инфоурок». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-statya-universalnie-uchebnie-deystviya-v-osnovnoy-shkole-1438775.html. (Дата обращения: 16.12.2022).
6. Веклич, С. Н. Апробация заданий по формированию универсальных учебных действий на уроке технологии в основной школе / С. Н. Веклич // Современное технологическое образование: материалы V Регионального научно-практического семинара (Комсомольск-на-Амуре, 19.11.2020) / Под ред. Е. С. Аслановой. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2020. С. 16-26.
 

В рамках данного раздела опишем ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных УУД обучающихся на уроках технологии.

Цель эмпирического исследования – изучить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5 класса на уроках технологии.

Для достижения поставленной цели эмпирического исследования необходимо решить следующие задачи:

- подобрать диагностические методики для изучения уровней сформированности познавательных УУД у обучающихся на уроках технологии;

- выстроить систему работу, направленную на развитие познавательных УУД, посредством самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии;

- разработать и реализовать проект на уроке технологии, предполагающий самостоятельную деятельность обучающихся;

  • провести контрольный эксперимент, направленный на исследование уровня познавательных УУД на уроках технологии.

Опытно-экспериментальная работа была организована с 14 учащимися  класса на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени героя Советского Союза Г.Д. Ермолаева» и включала три основных этапа:

- констатирующий – проверка первичного уровня сформированности познавательных УУД обучающихся на уроках технологии;

- формирующий (обучающий)  – организация самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии;

- контрольный – проверка эффективности проведенной работы.

Для проверки первичного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся использовались следующие методики:

1. Диагностическая работа, разработанная нами на основе рабочей программы учителя технологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени героя Советского Союза Г.Д. Ермолаева» (совместно с учителем).

2. Включенное наблюдение за девочками при работе с нитками и пуговицами с целью определения самостоятельности учащихся (методика включенного наблюдения представлена в исследовании Н.Ф. Бабиной, В.Р. Бурлуцкой [3]).