Образовательная программа как средство социально-личностного развития дошкольников в детском саду
Введение
Дошкольный возраст является коротким, но важным периодом становления полноценной личности. То, как проходит детство ребенка, напрямую отражается на благополучии его будущей жизни. Это выражается в том, что данный период жизни обеспечивает именно общее развитие ребенка, которое служит основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также усвоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте происходит формирование социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры. В это время формируются ценности личности, ее предпочтения, ориентиры.Современные реалии предъявляют новые требования к воспитанию дошкольников. Упор делается на развитие личности, способной адаптироваться в любых жизненных ситуациях, умеющей решать проблемы для своего благополучия и для процветания Отечества. Уделяется внимание уникальности личности, выявлению заложенных способностей и дальнейшему их развитию.
Введение................................................................................................... 3
1 Теоретические аспекты социально-личностного развития дошкольников в детском саду средствами образовательной программы............................................... 7
1.1 Психолого-педагогические основы социально-личностного развития дошкольников.......................................................................................................................... 7
1.2 Требования ФГОС ДО по социально-личностному развитию дошкольников 12
1.3 Задачи дошкольной образовательной программы в социально-личностном развития детей в детском саду...................................................................................... 15
Выводы.......................................................................................................... 20
2 Педагогическое исследование влияния образовательной программы на социально-личностное развитие дошкольников............................................................. 22
2.1 Содержание работы детского сада МКДОУ «Детский сад п. Павловский» по социально-личностному развитию дошкольников....................................... 22
2.2 Организация и анализ результатов педагогического исследования уровня социально-личностного развития дошкольников.......................................................... 30
2.3 Методические рекомендации по организации социально-личностного развития дошкольников в детском саду....................................................................... 44
Выводы.......................................................................................................... 49
Заключение.................................................................................................... 51
Список использованных источников............................................................ 54
Список использованных источников
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 24.01.2023). – Текст : электронный.
Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 26.01.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст : электронный.
Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 08.02.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст : электронный.
Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов – 3-е издание. – Москва : Академия, 2007. – 528 с. – URL: https://klin.iga.ru/files/books/asmolov-psihologiya-lichnosti.pdf (дата обращения: 13.01.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст : электронный.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Т. М. Бабунова – Москва : ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. – URL : https://studopedia.ru/26_93618_glava-III-sistema-dou-i-sovremennie-podhodi.html (дата обращения 29.02.2023). – Текст : электронный.
Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Р. С. Буре – 2-е издание – Москва : Просвещение, 2006 - 140 с. – Текст : непосредственный.
Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : КГУ, 2021. – 142 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/177935 (дата обращения: 16.01.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст : электронный.
Младшему дошкольному возрасту характерно изменение отношения ребенка к взрослому, который больше не выступает в роли «носителя» предметного мира, а является законодателем норм и правил поведения. Взрослый теперь является для ребенка эталоном, образцом подражания. В игре детьми моделируются взаимоотношения, формируется развитие общих и индивидуальных способностей ребенка. Ребенок стремится к самостоятельности, у него появляются требования на признание со стороны взрослых. Развивается восприятие, а именно формируются сенсорные качества, наглядно-действенное мышление, речь, зачатки волевых качеств, появление самосознания. Ребенок способен планировать деятельность из 2-3 действий (18, 25).Средний дошкольный возраст характеризуется контролирующей функцией речи, организацией собственной деятельности, появлением элементов сюжетно-ролевой игры, развитием умения формулировать элементарные умозаключения. Ребенок способен проявлять такие качества как сочувствие, сопереживание. Они становятся регулятором поведения и общения ребенка. Повышается интерес к сверстникам, приходит осознание своего положения среди детей. Ребенок становится более самостоятельным, активным (18, 5).Старшему дошкольному возрасту присущи такие новообразования как предвосхищение результата деятельности, активная планирующая функция речи, внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками (18). В старшем дошкольном возрасте психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными, что выражается в значительном увеличении уровня произвольности и свободы поведения. У ребенка складывается более адекватная самооценка успешности в различных видах деятельности, формируется стойкая мотивация достижения. Особенностью детей старшего дошкольного возраста является формирование первичных этических инстанций, а именно формируются моральное сознание и моральные оценки, образовывается моральная регуляция поведения, усиленно развиваются социальные и нравственные чувствa. Соблюдение норм и правил становится одним из наиболее значимых критериев, которыми ребенок оценивает всех людей. Складывается «внутренняя позиция», ребенок сравнивает себя со сверстниками и литературными героями. Внутренняя общность обеспечивает как активно-действенное сочувствие, так и взаимную поддержку, помощь другим (5).