Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Скачать дипломную работу на тему: Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. В которой определена сущность временных представлений и особенности их формирования у детей дошкольного возраста.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.04.2025
Объем файла
196 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни: смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его». Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр……………………………………………………………………………………6
1.1 Сущность временных представлений и особенности их формирования у детей дошкольного возраста……………………………………………………….6
1.2 Возможности дидактических игр в формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста………….………………………………………………………………….15
Глава 2.Исследовательская работа по использованию дидактической игры в формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………............................................25
2.1 Выявление уровня временных представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...25
2.2Реализация педагогических условий использования дидактических игр в формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.………..……………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………..….43
Приложение

Не найдено

Как и во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов при ведущей роли какого-то из них. В рамках развития физиологии поворотным пунктом в области изучения восприятия времени стало открытие И.М. Сеченовым ведущей роли двигательного анализатора в восприятии и оценивании интервалов времени. Ученый считал, что «только звук и мышечное ощущение дают человеку представления о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства». Поэтому слух и мышечное чувство И.М. Сеченов называл дробным анализатором времени и пространства (Гильманова,  2015). Исследование Т.Д. Рихтерман, К.В. Назаренко, Т.А. Мусейибовой, О.А. Фунтиковой и др. свидетельствуют о некоторых возрастных и индивидуальных особенностях знаний детей о времени и временных отношениях. Значительные затруднения испытывают дети при определении времени на часах, у большинства детей пяти-шести лет отсутствует понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения.  А. М. Леушина, отмечая низкий уровень знаний о времени, пишет, что это происходит потому, что эпизодические занятия, проводимые с детьми преимущественно словесным методом, носят часто формальный характер: они не формируют основных понятий о времени – о его текучести. Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются: объективные – время не имеет наглядных средств, а ребенок мыслит образами; субъективность восприятия времени как основной признак как бы противоречит объективности существования времени; восприятие времени самой природой.  К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку времени окружающими взрослыми (Яруллина, 2018).  В связи с этим большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, способность различения которых формируется на основе их личного опыта.