Климент Александрийский и его свидетельство об Епифании в Александрии
Введение
К концу II века перед христианским богословием открываются новые задачи. Появляется необходимость защищаться от других религий таких как: язычество и иудаизм. Перед христианством возникают задачи распространения и проповеди учения Христа. Следовательно, необходимо было систематизировать христианское богословие.
Так, появляются богословы, заложившие основы христианской философской мысли. Одним из таких был – Климент Александрийский. Он является одним из учителей Церкви. В его трудах сохранились различные свидения о том, как могло совершаться различные христианские праздники, в том числе и Епифания.
Актуальность работы заключается в том, что увеличился спрос на изучение праздников в ранней Церкви, в частности Александрийской традиции с появлением экзархата в Африки.
Объектом исследования являются свидетельства Климента Александрийского о празднике Епифании.
Предметом являются особенности праздника Богоявления в Александрии во времена жизни Климента Александрийског
Оглавление
Введение 3
Глава I. Краткая биография Климента Александрийского 6
Глава II. История праздника Епифании 12
Глава III. Свидетельства Климента Александрийского о Епифании 15
Глава IV. Дата крещения по мнению Климента Александрийского 22
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Список использованной литературы
1) Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
2) Дионисий (Шленов), игум. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности сер. XI в. // БВ. 2009. № 8/9. С. 275-355
3) Желтов М., свящ. Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления, 18.01.2015
4) Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2007. С. 204.
5) Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006. С.802.
6) Миртов Д. П. Нравственный идеал по представлению Климента Александрийского. СПб., 1900.
7) Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994
8) Кузенков П.В. Христианские хронологические системы: История летоисчисления в святоотеческой и восточнохрист. традиции. М., 2014
9) Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2007. С. 204.
10) Климент Александрийский. Педагог. перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии А. Ю. Братухина. СПб. 2018. Гл.5.
11) Климент Александрийский. Строматы; Пер. с древнегреч. и ком. Е.В. Афонасина. СПб. 2003
Поэтому Епифаний предпологает, что в этот день христиане вспоминают о чуде в Кане Галилейской. Благодаря гипотезе «Школы истории религий», обычаи язычников, которые прямо или косвенно были связанны с водой, и феномен обретения водой вкуса вина оказали влияние на установление христианами 6 января воспоминания о чуде Спасителя в Кане и соответственно на появление специальных обрядов, совершаемых над водой в день Крещения Господня.
Вторая гипотеза возникновения праздника Крещения Господня 6 января построена на таком тезисе, что Зачатие и Крестная смерть Иисуса Христа случились в один день. Этот факт был обнаружен в раввинистических источниках, где в отношении ветхозаветных патриархов наблюдается схождение дней их рождения и смерти. Таким образом, первичной точкой расчета Рождества Христова считается дата крестной смерти, которая связана по времени с иудейской Пасхой.
Итак,