Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Введение
В дошкольном возрасте ведущее значение имеет игра и первые виды продуктивной деятельности, к числу которых относится конструирование.Конструирование – это тот вид деятельности, который имеет моделирующий характер. В процессе конструирования происходит моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью положительно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio – построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты формирования у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью конструктивных навыков 7
1.1. Формирование у детей конструктивных навыков в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью конструктивных навыков 14
1.3. Методы и приемы формирования конструктивных навыков у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 17
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования конструктивных навыков у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 29
2.1. Организация экспериментального исследования 29
2.2. Изучения особенностей и выявление уровня формирования у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью конструктивных навыков 32
2.3. Программно-методические аспекты коррекционной работы по формированию конструктивных навыков у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 36
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 61
Приложение 68
Список использованных источников и литературы
Алентьева, Е.А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии // Проблемы педагогики. 2017. №3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-psihicheskih-protsessov-u-detey-s-problemami-v-intellektualnom-razvitii (дата обращения: 13.02.2023).
Алиева, М.Г. Конструирование и реализация программы развития креативной среды в дошкольной образовательной организации / М.Г. Алиева // Концепт. – 2016. – № 3. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-i-realizatsiya-programmy-razvitiya (дата обращения: 17.11.2022 г.)
Амасьянц, Р.А. Интеллектуальные нарушения. /Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 448 с.
Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Книга для воспитателя. / З.А. Богатеева. - М., Просвещение. – 1988. – 223 с.
Бычкова, З.Н. Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у старших дошкольников / З.Н. Бычкова, Н.А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5 – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18547 (дата обращения: 28.11.2022 г.)
Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1973. - 175 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/6/0192/ (дата обращения: 28.02.2023 г.)
Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - Москва: Просвещение, 1985. - 72 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/4/0357/ (дата обращения: 24.02.2023 г.)
Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя / О.П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991. – 91 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/6/0165/index.shtml (дата обращения: 18.10.2022 г.)
Л.А. Парамонова характеризует конструктивную деятельность как практическую деятельность, направленную на получение определенного, заранее продуманного продукта, соответствующего его реальному назначению [37].Конструирование (от латинского слова «construere») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов [42].Под «детским конструированием» принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала [34].В ФГОС [48] дошкольного образования конструирование включено в необходимую часть основной обучающей программы. Конструирование решает важные образовательные и коррекционные задачи. В ходе конструирования дети приобретаются знания, навыки построения, целостного восприятия, наблюдения. Способствует формированию памяти, воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У детей развивается произвольное внимание, также развивает умение планировать, анализировать и прогнозировать.Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. По своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игр, драматизаций, в качестве театральных элементов, украшения ёлки, подарка маме и т.д.). Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской.