Особенности развития памяти у умственно отсталых младших школьников
Введение
Память представляет собой важный познавательный процесс, в ходе которого обеспечивается переход к интеллектуальным процессам от сенсорных. Связь с сенсорными процессами способствует поступлению к памяти информации об окружающей действительности. В то же время интеллектуальный процесс систематизирует и закрепляет информацию, затем она перерабатывается, накапливается и сохраняется в человеческом сознании. В определенные моменты люди могут воспроизводить информацию, имеющуюся в их памяти, для осуществления собственной деятельности.Исследования, проводимые с целью изучения памяти, являются актуальными в современном мире, так как, с одной стороны, быстрое развитие материального мира способствует смещению акцентов в психическом и духовном развитии людей, с другой стороны, человек сам хочет развиваться, как и мир вокруг него, приобретая новые знания и опыт.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………. 3
1 Анализ психолого-педагогической литературы по развитию памяти у младших школьников с умственной отсталостью.…………………….. 5
1.1. Понятие, функции и виды памяти…………………………………… 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………….. 10
1.3. Особенности памяти у младших школьников с умственной отсталостью……………………………………………………………….. 14
2. Исследование особенностей развития памяти у младших школьников с умственной отсталостью…………………………………. 18
2.1. Организация и методы исследования……………………………….. 18
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………… 22
Заключение………………………………………………………………… 29
Список литературы………………………………………………………… 31
Список литературы
1. Агапова, И. А. Комплексная подготовка детей к школе. Кн. для детей и взрослых [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М., 2003. – 98 с.
2. Агавелян, О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст] / О. К. Авагелян. – Челябинск, 1999. – 119 с.
3. Айзенберг, Б. И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии [Текст] / Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова. – М.: Педагогика, 1998. – 184 с.
4. Алексеева, Л. Г. Развитие и диагностика способностей [Текст] / Л. Г. Алексеева, А. Н. Воронин. – М.: «Наука», 2017. – 118 с.
5. Асмолов, А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Школьная пресса, 1995. – 139 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1995. – 219 с.
7. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте// Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. . – 342 с.
8. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости [Текст]: В кн.: Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1993. – 261 с.
9. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – 273 с.
10. Каляскина, М.А. Изучение особенностей нарушения памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью [Электронный ресурс] / М. А. Каляскина // КиберЛенинка сайт. – Москва, 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-narusheniya-pamyati-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-umstvennoy- (дата обращения: 06.11.2022)
11. Лизина, М. С. Специфика произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / М. С. Лизина, Н. А. Пешкова // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 489-491.
В жизни человека память имеет серьезное значение. По мнению И. М. Сеченова: «Человек, лишенный памяти, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами» [23, 15]. Память как познавательный процесс обеспечивает «целостность человеческой личности», способствует накоплению общественного и индивидуального опыта. Говоря о роли памяти в человеческой жизни, ученый С. Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков» [21, 258]. Остановимся на определении понятия «память».В трактате Аристотеля «О памяти и воспоминании» дана первая концепция памяти, в которой он утверждал о том, что памятью обладает животное и человек, а вот воспоминания присущи только человеку. По мнению философа, память представляет собой «как бы своеобразное отыскивание образов» и «бывает только у тех, кто способен размышлять, делать вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытывал нечто подобное» [1, 3].Завершенной и единой теории памяти сегодня нет в науке. Наиболее известны три теории: физиологическая, психологическая, биохимическая. Психологическая теория самая ранняя из них. Ассоциативная теория, как разновидность психологической теории, подразумевает наличие связи между «отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями внешнего мира» [7, 18]. В рамках данной теории под понятием «память» понимается взаимосвязь долговременных и кратковременных ассоциаций по контрасту, смежности, сходству. Возникновение рассмотренной теории способствовало открытию и описанию механизмов и функций памяти.