Изучение мотивов учебной деятельности в процессе обучения школьников
ВВЕДЕНИЕ
Aктуальность темы объясняется тем, что мотивация является одной из фундаментальных и актуальных проблем психологии и педагогики на современном этапе. Как известно, это является ведущим фактором регуляции деятельности индивида, ее поведения и деятельности, а потому представляет интерес для педагога [4, c. 5].
Мотивация к обучению является вторым по важности фактором после способностей, определяющим уровень успеваемости. Как правило, учебная деятельность ребенка мотивируется не одним мотивом, а целой системой различных мотивов, которые дополняют друг друга и находятся в определенном отношении друг к другу..Каждый педагог должен стремится, к тому чтобы его ученики посещали школу с интересом и желанием. Но очень часто учащимся приходится сталкиваться с недостаточной потребностью в знаниях, с негативным отношением к учебной деятельности. Основными мотивами студенческой деятельности могут быть как внешние, так и внутренние мотивы.
Педагогу важно знать динамику развития мо
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………….…..……....……………….........…………………....3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………….……...…...6
1.1. Мотивы учебной деятельности , понятие и сущность в психолого-педагогической литературе.................................................................................6
1.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников .…...10
ГЛАВА II . ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...........................................................................17
2.1. Методика оценки мотивов учебной деятельности младших школьников............................................................................................................17
2.2. Анализ результатов исследования мотивов учебной деятельности школьников …………….….….......................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………....……….....….…........23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…..26
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Апасова Е.В. Кто ты младший школьник? - М.: Академический проект- 2017.
Айзенберг Н. Я. Педагогические проблемы самообразования. — Советская педагогика, 2014, № 11, с. 46.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение – М.: Просвещение, 2018.
Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов.-СПб.: Издательский Дом ПИТЕР, 2018.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология - М.: Педагогическое общество России, 2018.
Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016.
Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология : Учебное пособие. - М.: Трикса, 2018.
Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии: учеб. для бакалавров- М.: Юрайт, 2016.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы - /Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2015.
Педагогика . учеб. Пособие для студ. пед.вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого.– М.: Просвещение, 2018.
Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015
Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: Учебный курс / В.А. Сластёнин. - М.: Юрайт, 2015.
Черемошкина Л.В., Осина Т.Н. Психология школьника. Закономерности воспроизведения: уч-к для вузов. - М.: Юрайт,2020.
Хорева А.В.Становление и развитие интереса в учебно-познавательной деятельности. Монография. - М.: Русайнс,2020Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2015.
Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2015.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение,2017.
Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие/ В.А. Якунин. - СПб.:Из-во Михай
Мотив учения может быть внутренним – при самостоятельной познавательной работе или внешним – при поддержки взрослых. Внутренние мотивы следующие: заинтересованность в процессе деятельности, заинтересованность в процессе деятельности, стремление к саморазвитию, развитию собственных качеств и способностей.
Когда ученик решает задачу, внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую оценку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
Третий вариант классификации мотивов учения основано на двух мотивационных тенденций: к достижению успеха и к предотвращение неудачи.
Школьники, стремящиеся к успеху, обычно ставят перед собой цель, принимают активное участие в ее реализации и выбирают средства, направленные на ее достижение. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и концентрацию внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профес