Народный календарь: основные праздники и обряды зимнего периода
Введение
Праздники - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. Он призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Будучи одной из основ жизнедеятельности человека, праздник предстает духовным небосводом каждой эпохи, каждого народа.
Русский народ бережно чтит традиции, созданные предками в течении веков. В бытовых занятиях и праздничных торжествах, в важных жизненных событиях прослеживается отпечаток обычаев. Порядок действий. стихи и песни, атрибуты, поговорки, кухня - каждая традиция и праздник, созданные народом, имеют свои особенности.
Традиции, в которых смешались язычество и христианство, домашний уют и воинские подвиги, великодушие и жизнерадостность, сопровождали русских людей от рождения до заката жизни.
Сегодня в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАЗДНИЧНОГО ЦИКЛА НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ ………………………………………………………………….7
1.1. Формирование представления о временных циклах в национальных традициях ………………………………………………………………………………...…7
1.2. Общая характеристика зимних праздников у славянских народов ………………………………………………………………………………….10
1.3. Особенности региональных праздников и обрядов зимнего цикла…………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРАЗДНИЧНЫЕ И ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ ЗИМНЕГО ПЕРИОДА………………………………………………………………....….16
2.1. Особенности традиций Рождества и рождественских обрядов…………………………………………………………….……….…16
2.2. Традиции Нового года и святочных обрядов…………………….………………………………………………….20
2.3. Масленица в народном календаре……………………………….27
2.4. Другие праздники и обряды зимнего цикла………………….……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………..….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б.Н. Путилов, Региональное/локальное начало в фольклоре [Элек-тронный ресурс] — Режим доступа — https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/084/main5.htm (дата обра-щения — 28.01.2023)
2. Сидорова, М. Е. Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках / М. Е. Сидорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 682-684. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71245/ (дата обращения — 28.01.2023)
3. Блинова Г. П. Русские народные праздники «Теория и история» Учебн. пособие / Г. П. Блинова- М.: Вузовская книга, 2000- 168с.
4. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. Санкт-Петербург: Изд. Азбука, 2004. 256 с.
5. Демина Л.В. Традиционный народный праздник в контексте совре-менной культуры. 2011. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-narodnyy-prazdnik-v-kontekste-sovremennoy-kultury (дата обращения — 28.01.2023)
6. Календарно-обрядовый фольклор Южного Урала: сборник материалов фольклорных экспедиций лаборатории народной культуры Магнитогорского государственного университета (1993-2003 гг.) / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"; [авт.-сост. Т.И. Рожкова, С.А. Моисеева].
7. Голодников К. Тобольская губерния накануне 300-летней годовщи-ны завоевания Сибири. Тобольск, 1882.
8. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III. - / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005 – 249 с.
9. Виноградова Л. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. - М., 1982. - С. 231.
10. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники - Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.
11. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов /Пер. с франц. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 — 198 с.
12. Соловьева О.Ф. Современные праздники коренных малочисленных народов Сахалина // Вестник Сахалинского музея. 2013. №20. С. 80-86.
13. Белов И. Путевые заметки
Поэтому главным требованием было достойно принять, угостить или одарить посетителя; по первому, вступившему в дом визитеру хозяева гадали о будущем, вынуждали гостя участвовать в домашних магических ритуалах, призванных обеспечить благополучие в хозяйстве.
После Сочельника начинались настоящие гуляния. Детишки ходили по домам и распевали песенки, в руках у них была звезда и вертеп. В стихах они восхваляли Иисуса Христа. Звезду изготавливали из бумаги, красили и внутрь помещали зажжённую свечу.
Вертеп – это ящик, состоящий из пары ярусов. В нем располагались фигурки из дерева, которые демонстрировали разные сценки. Двенадцать дней после Рождества длятся Святки. В былые времена девушки активно использовали этот период для гаданий. Чаще всего ворожба была направлена на привлечение жениха. Считалось, что именно в эти дни появляется нечистая сила, способная рассказать о будущем. [20]
На Ро